Существует ли свободное волеизъявление народа в виде митинга? Эксперты уверены: митинг лишь форма давления на власть со стороны оппозиционной элиты, которая об этой власти мечтает и ищет способы ей завладеть. Об этом статья российского эксперта. Логика и теория — никаких обвинений.
«Можно ли считать митинги гласом народа? Если обратиться к определению слова: митинг — массовое собрание для обсуждения политических и других неотложных вопросов текущей жизни. Однако, если рассматривать митинг как социальный феномен, то можно отметить многие факторы, которые полностью противоречат данному определению.
Современный митинг, протестный или провластный, уже сам по себе является институтом, поскольку у него есть организаторы, программа, логистика, основная тема и лозунги, планируемое число участников, маршрут, согласованные с мэрией количество участников, дата, часы проведения, место и маршрут и т. д. Но самое главное, что митинг протеста есть некоторый «социальный бульон», где возникают альтернативные формы социальной организации, выдвигаются и апробируются его участниками конфликтующие идеи и лозунги. Митинг – типичный случай развертывания «порождающей среды», ее переход из стадии in vitro в стадию in vivo, когда замысел лидеров и организаторов митинга воплощается в массовом коллективном действии. Случай, когда концентрированная мысль его лидеров воплощается с тем или иным успехом в массовом социальном действии.
В политологической литературе часто высказывается мнение, согласно которому
тезис «судьбы страны решают массы» является ошибочным: в действительности в основе социальных перемен лежит конфликт элит
Исходя из опыта прошедших митингов, я бы сказал иначе. Масса и элита связаны, но не непосредственно. Недовольство, раздражение, возмущение аккумулируются постепенно, и нужен «спусковой крючок» (каким и является обычно действие какой-либо из властных структур), чтобы все это вылилось в массовый протест. Элита, оппонирующая власти, является выразителем протестных настроений меньшинства, а митинг – наиболее естественным и доступным инструментом ее воздействия на правящую элиту. Чем меньше возможностей у этого меньшинства добиться справедливости через существующие институты – парламент, выборы, судебную систему, – тем значительнее роль митинга.
Далее, митинг есть одновременно и событие, и процесс. Он существует в интерактивном режиме. Из этого следует, что митинг живет, как минимум, в двух временных измерениях. С одной стороны, он существует и развивается в средовом (контекстуальном) времени, отражая и выражая реакцию людей на текущую социальную и политическую ситуацию (которая слагается из существующей структуры политических и социальных возможностей и непосредственных действий властных структур). С другой, митинг также порождает ритм своей внутренней жизни (то есть организует эту жизнь во времени и пространстве: встречи, дискуссии, лекции, а также быт и охрану его участников и их имущества). В этом смысле митинг есть самоорганизующееся микросообщество. Причем при очень внимательном наблюдении (желательно методом включенного наблюдения) можно даже определить, какие из представленных на митинге групп тяготеют к каким формам коллективного действия и организации. А также выявить расклад сил после митинга, так сказать, его «сухой остаток».
Очевидно, что митинг – мощное средство мобилизации ресурсов, прежде всего человеческих. Но не только. Митинг – это не толпа. Поэтому речь в первую очередь идет о мобилизации интеллектуальных и организационных ресурсов. Известно, что одни ресурсы находятся под рукой, другие надо мобилизовывать (договариваться и пропагандировать), тратя на это дело время и силы, используя доступные организаторам СМИ и интернет-ресурсы. Отдельная проблема – это создание финансового «интернет-кошелька».
Митинги наглядно показали преимущество интернет-мобилизации
по сравнению с обычной, «по команде». Но, наверное, самое главное – это выявление социального состава и политических предпочтений участников митинга, которые проявляются в ходе митинговой мобилизации. Наконец, в ходе этой мобилизации интернет-общение трансформируется в реальное общение на улицах и площадях.
Тезис противников митинговой демократии о том, что порожденные митингами сообщества очень быстро распадаются и исчезают навсегда, не соответствует действительности. Во-первых, здесь действует известный социологический закон сохранения, то есть зависимости новых форм гражданского активизма от прошлого (path dependence). Опыт митингов, пусть даже неудачный, фиксируется в памяти его участников, а также в их рефлексии в социальных сетях, в документах, прессе и т. д. В конечном счете этот опыт становится фактом отечественной истории. Во-вторых, даже самый неудачный митинг есть школа гражданской активности: на ошибках учатся. И что не менее важно: его участники снова обретают опыт коллективного действия, утерянный за годы разобщенности и пропаганды индивидуального успеха. А также учатся диалогу, способам нахождения компромисса между конфликтующими точками зрения. В-третьих,
граждане, прошедшие «школу митингов», – это уже совсем иные люди, даже если они потом никогда больше не примут участия в массовом уличном действии
В-четвертых, действительно митинговые микросообщества могут распадаться. Однако их ядра могут продолжить свое существование уже в совсем ином качестве: в виде новых гражданских инициатив или общественных организаций в других городах страны, в форме вновь создаваемых политических партий, нового поколения депутатов муниципальных собраний, ядер транснациональных сетей обмена опытом и информацией и т. д.
Наконец, самое главное: митинг, протестный или провластный, порождает общественный резонанс в самых разных слоях и структурах социума, резонанс, который, однако, далеко не всегда бывает публичным, видимым. Поэтому он, как правило, не отслеживается привычными социологическими методами. Если это, конечно, не рождение какой-то новой партии или движения. Социологи не любят оценивать этот резонанс в терминах изменения менталитета, поскольку полагают, что это очень расплывчатое понятие. Однако митинги, их мобилизующий потенциал помогают личности определиться, в какой системе координат она находится и в какой хочет находиться — современной или архаической. И, в конечном счете, митинги по всей стране изменяют ее ментальное поле».