Органы статистики опубликовали оперативные итоги экономического развития страны за 2015 год и первые два месяца 2016 года, которые продемонстрировали крайне слабую динамику нашей экономики.
В целом, можно утверждать, что
кризис набирает обороты и наши ожидания активного восстановления экономики пока не оправдываются,
хотя в это же время мировая экономика медленно, но упорно продолжает расти. Внимательные читатели cтатистических материалов могут заметить некоторые новые тенденции, нехарактерные для такой страны, как Казахстан, которые свидетельствуют о серьезности проблем в экономике.
Начнем с анализа структуры и динамики ВВП, которые представлены в таблице 1.
Источник: данные КС МНЭ РК www.stat.gov.kz
Из этой таблицы видно, что экономический рост за отчетный период составил 101,2%, а объем произведенного ВВП по номинальной стоимости достиг 40 761 445,1 млн. тенге. В целом, то, что экономика имела положительный темп роста, заслуживает положительной оценки. Однако в промышленности допущен спад производства (98,5%), впервые доля промышленности в структуре экономики снизилась до 25,5% (ранее она всегда превышала 30%).
Причина не только в том, что цены на основные экспортные товары снизились, но еще и в том, что индустриальный сектор страны в последние четыре года находился в состоянии стагнации,
поэтому сегодняшняя ситуация в промышленном производстве является закономерным итогом негативных тенденций отрасли за последние годы.
Совершенно новым и настораживающим событием является то, что дефлятор ВВП сложился на уровне 98,9%, т. е. впервые стал ниже 100%.
Этот факт свидетельствует о наступлении качественно нового этапа кризиса в Казахстане
Чтобы наши дальнейшие рассуждения были понятны читателям, хотел бы привести некоторые общеизвестные сведения.
Прежде всего, динамику изменения цен (или темп инфляции) можно измерять при помощи различных показателей, в том числе таких, как индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП. Существуют определенные различия между отмеченными показателями.
Выделим некоторые различия между ними:
В силу приведенных различий с определенной условностью дефлятор ВВП называют индикатором изменения внутренних цен, а ИПЦ – индикатором инфляции, характеризующим изменение благосостояния населения. Расхождения между этими двумя показателями обычно не очень велики, но могут быть заметными, когда цены на импортируемые товары резко увеличиваются в силу различных причин, например, в результате девальвации национальной валюты. Если значение ИПЦ больше, чем значение дефлятора, то причиной расхождения может стать более быстрый рост цен на импортные товары. В таких ситуациях говорят об импорте инфляции. По содержанию наиболее близким к дефлятору ВВП является индекс цен производителей, а к ИПЦ – дефлятор конечного потребления, рассчитываемый для ВВП по методу конечного использования. Поскольку пока статистики не опубликовали расчеты ВВП по методу конечного использования за 2015 год, то не представляется возможным определение дефлятора конечного потребления. В силу этого пока невозможно оценить взаимосвязь между динамикой ИПЦ и выше названным индикатором.
Итак, что мы имеем? Инфляция (ИПЦ) в 2015 году составила 106,6% в среднегодовом исчислении (а к декабрю 2014 года – 113,6%), индекс цен производителей (ИЦП) – 79,2% в среднегодовом исчислении (к декабрю 2014 года – 95,2%), т. е. цены товаров отечественных производителей в среднем упали на 20,8% по сравнению с показателями 2014 года.
Инфляция, измеренная по дефлятору ВВП за 2015 год, снизилась на 1,1%, что свидетельствует о наступлении дефляции в стране
Как известно, дефляция – это явление, когда происходит снижение цен ниже нулевого порога. Таким образом, в прошлом году сложилась противоречивая ситуация – с одной стороны, имеем рост инфляции по ИПЦ, в то же время – снижение внутренних цен по дефлятору ВВП и ИЦП. Такое противоречие позволяет нам сделать несколько выводов.
Во-первых, содержательное сопоставление тенденции отмеченных показателей дает нам право утверждать, что рост инфляции (ИПЦ) в прошлом году был обусловлен ростом цен на товары и услуги импортного производства в результате девальвации национальной валюты.
Во-вторых,
отечественные производители не сумели в истекшем году извлечь заметную выгоду от девальвации тенге, может быть, из-за того, что она была запоздалой
и была проведена во второй половине года. Опыт предыдущих лет показывает, что эффект от девальвации национальной валюты компании могут получить, в лучшем случае, с квартальным временным лагом, т. е. с начала текущего года, если со стороны правительства и монетарных властей будет необходимая поддержка.
В-третьих, снижение цен на товары отечественных производителей было обусловлено резким увеличением внешней конкуренции для отечественных производителей, прежде всего со стороны поставщиков из России. Это ожидаемый итог образования единого рынка стран Таможенного союза. Однако в последние годы российские производители получили на нашем рынке дополнительные конкурентные преимущества из-за того, что рубль был девальвирован примерно на 1,5 года раньше, чем тенге. Заметное снижение эффективности обменного курса по отношению к российскому рублю на протяжение полутора лет, отсутствие других экономических рычагов защиты внутреннего рынка привели к появлению неравной конкуренции между производителями товаров Казахстана и России. Поэтому
отечественные производители, чтобы каким-то образом выжить в условиях неравной конкуренции, вынуждены были снижать цены на свои товары, продавая их зачастую по цене ниже себестоимости
Все это привело к резкому ухудшению финансового положения хозяйствующих субъектов страны.
Изучение причин дефляции для экономистов не менее интересное занятие, так же как и анализ проблем высокой инфляции, поскольку для устойчивого развития экономики обе ситуации имеют отрицательное воздействие. В последние годы мы преимущественно занимались обсуждением проблем обуздания инфляции и совершенно упустили исследование проблем дефляции в экономике, поскольку объективная необходимость в этом отсутствовала. Поэтому хотелось бы сказать немного о проблемах дефляции в экономике.
Когда цены падают, потребителям выгоднее откладывать деньги и тратить мало, поскольку в будущем на эти же деньги можно купить больше товаров и услуг. Таким образом, при падении цен общее потребление населения будет снижаться со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для экономики.
Падение потребительского спроса вызовет шок в экономике, делая бесполезным инвестирование в расширение экономики
Кроме того, в условиях постоянного повышения покупательской способности денег у компании пропадет желание брать кредиты, поскольку реальная стоимость заимствованных денег с каждым годом будет только расти, повышая стоимость их обслуживания, тогда как в условиях инфляции их стоимость и затраты на обслуживание будут снижаться.
В условиях падения цен на товары компании будут вынуждены снижать заработную плату работникам,
а падение спроса повлечет за собой сокращение занятости, что в совокупности приведет к ухудшению социального положения населения.
В условиях дефляции финансовое положение хозяйствующих субъектов резко ухудшится, поскольку издержки производства, несмотря на снижение конечных цен готовых товаров, могут оставаться на высоком уровне или даже вырасти. В результате, страна, столкнувшаяся с данным явлением, может постепенно скатиться в долгосрочную рецессию.
Банковский сектор может оказаться в тяжелом положении,
поскольку падение спроса на товары и услуги, общее сжатие емкости национальной экономики, а также постоянное повышение стоимости денег приведут к резкому снижению спроса на деньги. В такой ситуации скорость оборота денег резко замедлится, создавая худшие условия для бизнеса финансовых институтов.
Перечисленные негативные последствия дефляции представляют далеко не полный перечень проблем, тем не менее даже этих пунктов достаточно для ее более обстоятельного изучения. При этом самым главным вопросом будет установление объективных причин дефляции.
До последнего времени возникновение дефляции связывали с тремя обстоятельствами. Прежде всего, с финансово-экономическим кризисом, который, как правило, сопровождается снижением совокупного спроса, из-за чего производители вынуждены снижать цены на свои товары. Следующие две причины дефляции связаны с резким увеличением объемов производства товаров в результате либо быстрого роста производственных мощностей, либо производительности труда, приводящей к ужесточению конкуренции на товарных рынках в условиях стабильности спроса на товары и услуги.
Таким образом,
дефляцию экономисты рассматривали как проблему неадекватного роста потребительского спроса населения,
поэтому в качестве меры оздоровления экономики предлагали способы монетарного и фискального стимулирования спроса.
В последние годы дефляция стала наблюдаться в странах с благополучной экономикой, в том числе в странах, входящих в Еврозону. В странах ЕС экономика устойчиво растет (за исключением отдельных стран), поэтому наблюдается постоянное расширение совокупного спроса, но несмотря на это в последнее время цены на потребительском рынке снижаются. Еще раньше с такой проблемой столкнулась Япония, и ее опыт по преодолению дефляции показал невозможность решения данной проблемы простой денежной эмиссией.
Если абстрагироваться от некоторых особенностей развития стран ЕС и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), то можно установить некоторые общие черты этих образований, которые, на мой взгляд, могут объяснить отдельные аспекты падения потребительских цен. Прежде всего, ЕС и ЕАЭС являются добровольными объединениями стран с разным экономическим потенциалом индустриального сектора и уровнем развития производительности труда, следовательно, с разной себестоимостью производства однородной продукции. Создание общего рынка товаров в рамках новых союзов вызвало усиление конкуренции между производителями разных стран с отличающимися издержками производства. Именно конкуренция между производителями и существующие отличия в уровнях развития их индустриальных секторов могли подстегнуть дефляцию. Логика экономического кризиса и дефляции по ИЦП и дефлятору ВВП, по меньшей мере, требует более пристального исследования причин подобных явлений в экономике Казахстана.
Теперь обратим внимание на соотношение темпов роста ИПЦ и дефлятора ВВП в Казахстане на основе ретроспективных данных за 2004-2014 годы, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Соотношение темпов роста ИПЦ и дефлятора ВВП за 2004-2014 годы
Из этого рисунка видно, что за рассматриваемый период темп роста дефлятора ВВП всегда превышал темп роста ИПЦ и имел положительное значение, однако в 2015 году значение ИПЦ стало значительно выше, чем дефлятор ВВП, причем значение последнего индикатора опустилось ниже нуля.
Надо отметить то, что превышение темпа роста дефлятора над темпом роста ИПЦ является характерным почти для всех стран с аналогичной экономикой как Казахстан, тогда как для развитых стран такой четкой закономерности нет. Это объясняется более быстрым ростом внутренних цен прежде всего на непродаваемые (необмениваемые) товары и услуги в менее развитых странах, динамику которых улавливает дефлятор ВВП. В целом справедливость данного утверждения подтверждают статистические материалы (источник – МВФ), приведенные в приложении 1. Таким образом,
данные рисунка 1 еще раз подтверждают наступление особого этапа развития экономики Казахстана,
конечно, если такое значение дефлятора ВВП не является результатом манипуляции статистическими показателями.
Теперь приведу краткое описание состояния экономики и социальной сферы Казахстана.
ВВП страны в номинальном выражении за последние два года оставался на одном уровне (2014 г. – 40,756 трлн. тенге, 2015 г. – 40,761 трлн. тенге), что равносильно сжатию совокупного спроса в условиях растущего ИПЦ.
Индустриальный сектор страны устойчиво демонстрирует падение производства. В целом,
субъекты бизнеса в третьем квартале 2015 года накопили убытки на 1,974 трлн. тенге, поэтому можно ожидать отрицательную хозяйственную деятельность предприятий впервые за последние 15 лет
Кредитование экономики сокращается, наблюдается дефицит ликвидности в стране. Вновь выданные кредиты в 2015 году сократились на 12%, в том числе, долгосрочные кредиты сократились на 21,6%. В силу этого, а также из-за сокращения притока ПИИ темп роста инвестиций в экономику замедлился.
Среднедушевые
реальные доходы населения упали более чем на 5% и растет задолженности по заработной плате
Наблюдается дефляция по дефлятору ВВП и ИЦП, в тоже время рост инфляции по ИПЦ. Анализ подтверждает немонетарный характер инфляции.
Теперь рассмотрим адекватность антикризисных мер, применяемых правительством и Национальным банком страны по стимулированию экономического роста в складывающихся условиях. Во-первых, следует отметить, что набор инструментов управления экономикой не так уж широк — их сегодня всего три. Это
которые в оптимальном сочетании используются для управления экономикой. Но при наступлении кризиса возникает объективная необходимость в принятии оперативных решений с учетом эффективности и результативности каждого инструмента на оздоровление экономической ситуации. Известно, что более действенным является денежно-кредитная политика, поскольку в отличие от изменения фискальной политики решение не требует длительного согласования законодательным органом страны, но это не умаляет значения других инструментов макроэкономического регулирования.
Известно, что на Национальный банк возложена большая ответственность по удержанию инфляции, обеспечению устойчивости национальной валюты и платежного баланса путем регулирования денежной массы. Однако
складывающаяся ситуация в экономике свидетельствует, что связь между ростом денежной массы и инфляцией становится менее предсказуемой,
а связь между денежной базой и другими денежными агрегатами менее выраженной. Обе эти тенденции связаны с нестабильностью спроса на деньги, последовавшей вслед за крупной девальвацией национальной валюты и падением производства в основных отраслях, снижением внутренних цен. В этих условиях насколько оправданным является рестриктивная (сдерживающая) политика НБ?
Об этом — в продолжении.
А пока — для сравнения таблицы соотношения темпов роста ИПЦ и дефлятора ВВП за 2004-2014 годы в разных странах мира.
Жаксыбек Кулекеев, научный руководитель Центра исследований прикладной экономики