Практически все аналитики сходятся во мнении, что выборы в парламент 2016 года и законы, которые будет принимать новый депутатский корпус – лишь ступенька для политической трансформации политической системы Казахстана. Но во мнениях экспертов есть и разногласия.
Марат Шибутов, политолог (Казахстан):
— Полагаю, что досрочные выборы позволят провести своего рода «переаттестацию» политической элиты, слом экономической системы, ведь мы переходим от сырьевой экономики к индустриальной.
Поэтому нужно подготовить госаппарат к структурным реформам. Ведь программный «План нации. 100 конкретных шагов» уже действует – наметились сдвиги в экономике, госсекторе, сфере предпринимательства.
И понятно, что для продвижения предстоящих реформ нужны новые люди — поэтому из 127 кандидатов от «Нур Отана» только лишь 33 занимали места в парламенте. Конечно, последует смена и премьера, и всего Кабинета министров.
Кто станет главой правительства, я не знаю, у нас такие вещи непредсказуемые, но думаю, что Карим Масимов покинет свой пост
Ольга Пескова, доцент Высшей школы экономики (Россия):
— Предыдущим созывом было форсированно принято 59 законов – по каждой из пяти институциональных реформ президента, заявленных в программном документе, а правительством выработаны «дорожные карты» по их практическому воплощению.
В целом, нынешний парламент выполнил свою историческую миссию, создав законодательную базу для реализации «Плана нации».
Этот план направлен не только на противодействие мировому кризису, но и на развитие страны в новой глобальной реальности.
Сегодня этот процесс важно поддержать и наполнить реальными делами, для чего в 2016 году предстоит принять достаточно объемный пакет документов.
К тому же осуществляемый в Казахстане транзит к президентско-парламентской республике является сменой парадигмы, в которой находились все страны постсоветского пространства. Насколько успешно он пройдет, зависит от квалификации и профессионализма правящих элит и государственного аппарата. Конституционная реформа, запланированная на 2016 год, обеспечит систему управления, в которой президент, парламент и правительство будут уравновешивать друг друга.
Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ (Россия):
— От суперпрезидентской формы политического правления страна будет приходить к более смешанной, более уравновешенной.
Ясно, что следующий президент в силу множества причин не сможет быть настолько влиятельной фигурой, как действующий
В силу необходимости республика будет выстраивать более сбалансированную политическую систему.
У партии власти – «Нур Отан» – будет не менее 80% голосов. Появится больше депутатов с юридическим образованием, специалистов, ориентированных на законотворческую работу. Те, кто голосуют за «Нур Отан», на самом деле голосуют за президента Нурсултана Назарбаева, с которым они ассоциируют эту политическую силу.
Что касается оппозиции, то она абсолютно ничего из себя не представляет и проявляет активность только на просторах интернета. Для абсолютного большинства населения от этих фейсбучных баталий и глупых демотиваторов ни холодно ни жарко… Это стандартная ситуация для всего постсоветского пространства.
Пётр Своик, политолог (Казахстан):
— Стратегия политической жизни в Казахстане достаточно консервативна, но, так или иначе, начинается транзитный период, в который эти выборы вписываются. Есть два варианта развития событий. Один — оптимистический: после выборов потихоньку президент осуществит конституционные поправки и даст право парламенту формировать правительство. В таком случае спикером мажилиса будет Дарига Назарбаева, а формировать правительство будет партия «Нур Отан». Это, конечно, не совсем многопартийность, но определенный шаг в ее сторону.
Но, по всей видимости, власть даже этим рисковать не будет и пойдет по другой схеме: через какое-то время будут объявлены президентские выборы, где главным кандидатом пойдет опять-таки Дарига Нурсултановна, а президент перейдет на подготовленную должность Ел басы — лидера нации и председателя партии «Нур Отан».
Прошу отметить и еще одну важную деталь. В России в сентябре 2016 года пройдут выборы в Госдуму. Поэтому я расцениваю наши выборы, как «промежуточные», поскольку российский парламент будет более радикален, президент Путин, скорее всего, с опорой на него начнет менять и экономическую стратегию. И Казахстан будет к этому подстраиваться.