Спрос на авто в Казахстане резко разделился на две части: людям нужны либо автомобили премиум-сегмента, в частности Toyota, Lexus и Range Rover, либо «рабочие лошадки» стоимостью от 900 долларов.
Отчеты по продажам автомобилей подтверждают тенденцию – на общем фоне стремительного падения авторынка у дорогих брендов… рост продаж. Как сообщается в пресс-релизе, распространенном Ассоциацией казахстанского автомобильного бизнеса (АКАБ), «увеличение показателя средней цены проданных автомобилей произошло за счет роста продаж автомобилей премиум-сегмента». Средняя цена проданных легковых автомобилей, включая легковые авто и внедорожники, по подсчетам АКАБ, в январе составила 6 763 644 тенге.
С другой стороны, анализ рынка подержанных автомобилей, основанный на объявлениях, опубликованных на популярных сайтах, показал, что рынок б/у автомобилей также не подкосила незавидная экономическая ситуация в конце 2015 года: «как и прежде, люди нуждаются в «рабочих лошадках» стоимостью от 900 долларов и выше», – сообщается на сайте «Из рук в руки».
«За минувший 2015 год на территорию Казахстана попало более полусотни очень дорогих и эксклюзивных машин, суперкаров. Несмотря на кризис в стране, казахстанские почитатели автомобильного эксклюзива не отказались от дорогих покупок и пополнили свои автопарки», – пишут Kolesa. И далее приводит статистику:
наиболее популярными машинами среди любителей роскоши в 2015-м оказались седаны и купе Bentley. Первичную регистрацию в Казахстане прошли 36 таких автомобилей, 27 из которых прибыли в страну из соседней России. Вторую строчку занимает Rolls-Royce
В РК в 2015 году встали на казахстанские номера 17 таких автомобилей. Замыкает тройку лидеров с шестью автомобилями итальянская марка Lamborghini».
Радуется неплохим продажам и официальный дилер Jaguar Land Rover в Республике Казахстан Caspian Motors. Как отмечают в неформальных разговорах менеджеры салона, вопреки кризису и падению тенге продажи были стабильными. Правда, не обошлось и без казусов. Определенная категория населения рационально посчитала, что в кризис премиальные автомобили могут стать неплохой инвестицией – с таким стремительным падением тенге даже через пару лет на вторичке Land Rover будет стоить почти столько же, сколько кризисный новый.
– Клиент купил автомобиль и оставил в салоне на пару месяцев, а потом пришел и сказал, что планы у него изменились и он возвращает машину, – рассказала менеджер автосалона. – Мы ответили: нет проблем, только по схеме trade in, то есть на 20% дешевле. Клиент, конечно же, был недоволен, скандалил и ругался. Вот так, хотел сделать выгодные инвестиции, а получились убытки.
Если первичка в прошлом году просела почти на 40% (а по итогам первого месяца 2016 года, по данным АКАБ, рынок официальных продаж достиг нового минимума, за последние 4,5 года спад продаж составил 55,25%), то вторичка демонстрирует уверенный рост. Покупательский интерес к подержанным автомобилям только вырос. Как отмечает генеральный директор «Samal Motors» Максат Мирманов, покупатели стали искать способы экономии, отказываясь от новых машин и дорогих комплектаций с расширенным пакетом опций в пользу подержанных авто с бюджетной модификацией.
Реальный объем вторичного авторынка во второй половине прошлого года в восемь раз превысил спрос на новые авто. Эксперты авторынка сходятся во мнении, что
если экономическая ситуация останется прежней, то процесс массового перехода потребителей на вторичный рынок будет продолжаться
При этом автомобили с пробегом существенно подорожали – если рассматривать стоимость популярных автомобилей в тенге, то получится, что за 2015 год автомобили подорожали на 17 %. Об этом свидетельствуют очередные исследования, которые основаны на объявлениях, опубликованных на сайте Kolesa.kz.