Каспий далеко от США, но это не мешает морю быть стратегически важным для Америки. Почему? Ответ на этот вопрос мы нашли в публикациях политолога фонда Heritage Foundation Люка Коффи, выдержки из которых предлагаем вам.
«Каспийский регион важен для США, так как в нем присутствует набирающая мощь Россия, Иран, с которого снимаются санкции и который начинает обретать все больший международный вес, а также агрессивно расширяющийся Китай. Этот регион является критически важным перекрестком Европы и Азии, в течение многих веков он был ареной серьезных военно-политических действий. США нужна стратегия вхождения в этот регион для продвижения здесь идеи экономической свободы, создания безопасных для себя транзитных зон транспортировки и разработки энергоресурсов. США нужен открытый и честный диалог с союзниками в регионе в тех ситуациях и тогда, когда затрагиваются права человека — с целью обеспечения здесь условий для долгосрочной демократизации. Тем не менее,
права человека должны рассматриваться только как малая часть общего стратегического присутствия
Если у Штатов будет правильный политический курс, они смогут обеспечить стабильность, суверенность и самоуправление стран региона…
Каспийское море является крупнейшим в мире природным внутриконтинентальным водоемом. По сей день ведутся споры — с вытекающими конкретными юридическими последствиями — на тему: море это или все же озеро?
Если озеро, то в нем содержится 44% мировых запасов стоячей воды. Каспий окружен Россией, Азербайджаном, Ираном, Туркменистаном и Казахстаном. Каспий соединен с внешним миром посредством канала «Волго-Дон» (ведущим в Азовское море) и системы Волго-Балтийского водного пути. Также существует концепция Евразийского канала, в случае реализации которой ирригационный канал «Кума-Маныч» будет преобразован в транспортный водный коридор на Черное море и станет кратчайшим выходом из Каспия во внешние большие воды.
Каспий зажат между Европой и Азией — двумя крупнейшими в мире центрами потребления энергоресурсов. Сегодня строятся многочисленные новые и ремонтируются старые автомобильные и железные дороги, соединяющие Каспий с Европой, Восточной Азией и Индией.
Углеводородные запасы региона оценены на уровне 48 миллиардов баррелей нефти и 292 триллионов кубических футов газа
— это сумма известных данных и прогнозируемых залежей.
В Каспии обитает около сотни видов рыб, из которых самыми ценными являются те, что дают икру и занесены в список «находящихся на грани исчезновения» Международным фондом сохранения природы. Примерно 90% красной и черной икры, продаваемой во всем мире, приходит из Каспийского региона.
Среди местных государств важно отметить Великую степь, которая всегда принимала активнейшее участие в битвах за влияние на регион, исторически находившийся в капкане между двух бывших империй — Ираном-Персией и Россией-СССР. Турция, не являясь каспийской страной, тем не менее представляет собой отдельный центр силы, имеющий культурное влияние на регион.
Каспийский регион окружен нестабильными территориями. Некоторые области Азербайджана и Северного Кавказа, где находятся южные провинции России, являются транзитными зонами для проникновения террористов, стремящихся попасть в ИГИЛ-ДАИШ. После подписания Венского соглашения и урегулирования вопроса иранского атома Иран начнет обретать больше уверенности и ресурсов для каспийской экспансии. Армения продолжает оккупировать 20% Азербайджана. Из-за того, что этот факт остался вне поля зрения США, Баку ищет способы сближения с Москвой. В своих попытках влиять на Казахстан и Туркменистан как никогда ранее активизировался Китай.
Россия и Иран являются самыми крупными региональными игроками, но Туркменистан, Казахстан и Азербайджан также становятся таковыми. По мере отвлечения внимания и ресурсов России на Украину и Иран — на арабский мир, положение этих трех стран на Каспии скорее всего станет более устойчивым.
США — новичок в данном регионе, учитывая, что политические игры вокруг Каспия ведутся столетиями. Сегодня интересы США на Каспии обусловлены верностью Штатов своим союзникам по НАТО, войной против международного терроризма, а также намерением следить за влиянием России и Ирана. Ни одна из стран, окружающих Каспий, не является членом НАТО, но Азербайджан, Казахстан и Туркменистан являются участниками программы НАТО «Партнерство во благо мира». Операциям НАТО в Афганистане поспособствовали в той или иной степени все каспийские государства, кроме Ирана — больше всех Азербайджан и меньше всех Туркменистан.
Более серьезным вопросом для США являются запасы нефти и газа, которые могли бы ослабить зависимость Европы от России в вопросах удовлетворения энергетических потребностей.
Каспий с такой точки зрения напрямую и негативно влияет на безопасность Европы и в потенциале — на обязательства США по договору о создании НАТО
Но с точки зрения таких задач присутствие США в регионе все еще считается минимальным и крайне пассивным.
В ноябре 2015 г. Джон Керри посетил Центральную Азию, включая каспийские Казахстан и Туркменистан, но его визит не обозначил ничего в отношение Каспия. Многие в регионе были разочарованы отсутствием вовлечения США в события в регионе за последние несколько лет.
Визит Керри — слишком мало для того, чтобы фундаментально поменять отношение Центральной Азии к сегодняшнему восприятию США
Подобное отношение взрастили сами же Штаты своими действиями. Во-первых, США создали впечатление, что всегда добиваются того, чего хотят. Первое создало второе — регион игнорирует все действия доброй воли США по части восстановления доверия, теперь игра здесь представляется еще более сложной. Учитывая, какую роль Каспий и Центральная Азия играют в Евразии, вопрос обретает еще больше драматизма.
Продолжение следует