Ранние браки серьёзно волнуют власти Узбекистана. Об этом даже заговорил президент страны Ислам Каримов. 27 ноября, выступая по узбекскому ТВ, глава государства обратился к родителям с предупреждением не выдавать дочерей замуж раньше 19-20-летнего возраста. Агитационная борьба с ранними браками ведется в СМИ и по месту жительства граждан. Несмотря на это, часть населения страны ничего предосудительного в ранних браках не видит.
Чем моложе девушка – тем легче сделать из нее хорошую жену, считает большинство. Идеальный возраст для этого 16-17 лет. Главное, привезти невестку в дом жениха, а дальше её воспитанием займется свекровь. Этим традиционным представлениям соответствовала Мубарак. Она стала замужней женщиной, едва достигнув 15-летия, хотя после школы хотела поступить в медицинское училище и работать медсестрой.
Однажды, когда вернулась из школы домой, мама сказала, что приходили свахи и скоро она станет невесткой. Молодая невеста никогда не думала, что родители так рано выдадут ее замуж.
Теперь в обязанности Мубарак входит вся работа по дому, ублажение мужа и все, что нужно делать, чтобы свекровь была довольна.
— К нам домой постоянно приходили свахи. Родители хотели быстрее выдать меня замуж. Так что выбора не было, — рассказывает Мубарак.
Комитет женщин Узбекистана сообщает, что
в 2014 году были отменены около 160 браков с несовершеннолетними девушками
В стране, где каждый год образуется 300 тысяч новых семей, много это или мало, сказать сложно.
В советское время особенно ценилось наличие у будущей невесты диплома о высшем образовании, а у парней — военный билет, доказывающий, что он служил в армии. Но все это так быстро изменилось с исчезновением великой советской державы. Теперь в моде невесты от 16 до 18 лет, а парням необязательно доказывать свою готовность к семейной жизни. Причиной тому – возврат к старым семейным традициям и утверждение исламских религиозных норм. До революции, как правило, заключались очень ранние браки, обычным возрастом вступающих в брак считался 13—14 лет для девушек и 15—16 лет для юношей. Бывали случаи выдачи замуж девочек 9—11 лет. Судьбой детей распоряжался отец. Он по своему усмотрению и выбору женил сыновей, выдавал замуж дочерей. Мать имела лишь совещательный голос. Жених и невеста о предстоящем браке нередко узнавали последними, их согласия на брак даже не спрашивали.
Многие говорят, что сейчас выдать замуж дочерей даже в 16-18 летнем возрасте — это проблема. В кишлаках многие молодые парни на заработках в России и Казахстане, а что говорить о девушках, кому уже за 20?
По данным Фонда народонаселения (UNFPA), ранние браки наиболее распространены в Ферганской долине и на юге страны. В этих регионах на них приходится в среднем до 14% от общего числа заключаемых браков. В целом по стране этот показатель составляет порядка 8-9%.
Марфуа Тохтаходжаева на протяжении 10 лет была председателем Женского Ресурсного Центра в Ташкенте и настроена по отношению к традиционным ранним бракам критично:
— Ранние браки, как показывает мой опыт работы в женской организации, как правило, неудачны.
Насилие в таких семьях – норма, условий для развития личности женщины – никаких
Согласно Семейному Кодексу Узбекистана, брачный возраст для мужчин устанавливается в восемнадцать лет, а для женщин — в семнадцать. Однако за хокимами — руководителями городских и районных администраций — оставили право в особых случаях снижать брачный возраст — для юношей до 17 лет, а для девушек до 16. Согласно вступившим в силу с апреля 2013 года изменениям в Семейный кодекс, такими уважительными причинами могут быть беременность, рождение ребенка и эмансипация, то есть объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. Последние изменения являются лазейкой для тех, кто хочет выдать замуж своих дочерей в раннем 16-летнем возрасте, так как понятие «эмансипация — объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным» могут на местах трактовать по-разному.
В Узбекистане принята 9-летняя система обучения в средней школе. К этому времени девушке исполняется 16, после этого она продолжает учебу в колледже и лицее. На первом курсе ей уже 17 лет и по закону она может вступить в брак. Вот тут начинаются проблемы у родителей и местных властей. Государство настаивает, чтобы девушка продолжила образование и лишь потом выходила замуж. На это сторона будущей невестки активно возражает — мол, закон ведь разрешает.
На продолжении трехлетнего образования в колледже после школы настаивает и президент страны. «Необходима учеба в профессиональных колледжах, чтобы овладеть профессиями. Тогда наши девушки могут быть достойными невестками в другой семье», — сказал И. Каримов.
После колледжа, как правило, родители уже ждут сватов для своих дочерей. Продолжение платного образования в ВУЗе не каждый может выдержать, либо родители девушки считают, что диплом колледжа достаточен для дальнейшей самостоятельной жизни.
— Представьте себе: девушка в 16-17 лет рожает ребёнка, потом второго, третьего и т. д. В сорок лет она уже мать взрослых детей. Там уже внуки, то есть новый цикл жизни. Где у неё время и ресурсы для развития? — рассуждает Марфуа Тохтахаджаева.
Ранние браки – это только одна сторона медали.
Есть в узбекских семьях еще одна тенденция – создавать родственные браки
Раньше свою свекровь Мархабо Муминова называла тетей. Теперь же она для нее – онажон-мама. Так стало после того, как Мархабо выдали замуж за двоюродного брата.
— Ну, была совсем молодой девушкой. Вместе играли и выросли. Когда тетя предложила мне выйти замуж за своего сына, я не поверила, думала, что это просто шутка. Потом засватали и выдали замуж за двоюродного брата, — комментирует Мархабо.
Многие люди не знают, что брачный кодекс Узбекистана запрещает родственные браки. Об этом молодоженам рассказывают только в ЗАГСе. Однако в самый последний момент свадьбу отменить уже невозможно.
Работник самаркандского ЗАГСа Фируза утверждает, что родственные браки — это экономическая сделка родителей.
— Родственникам легче договорится о расходов на свадьбу и калыма. А еще, конечно же, они досконально знают друг друга, и это немаловажный фактор, — комментирует работник ЗАГСа.
Два года назад, чтобы уменьшить число браков среди несовершеннолетних, Узбекистан ввел в Семейный кодекс ужесточенные наказания.
Лица, вступающие в брак с несовершеннолетними, могут быть оштрафованы на сумму от 20 до 30 минимальных размеров заработной платы (2,6-3,9 млн сумов, это $950-1420, или приговорены к исправительным работам сроком до одного года, либо к лишению свободы на срок до трех месяцев. Ранее закон предусматривал штраф в размере 200 долл. США (550 000 тыс. сумов).
Выдача замуж либо женитьба лица, не достигшего брачного возраста, родителями или опекунами наказывается штрафом от 20 до 50 минимальных размеров заработной платы (2,6-6,5 млн сумов — $950-2365) или исправительными работами до двух лет, либо арестом до четырех месяцев. Раньше единственным наказанием был штраф в размере 300 долл. США (825 тыс. сумов).
Повысили требования и к мусульманским священнослужителям. Теперь они выполняют исламский обряд бракосочетания только при наличии соответствующего свидетельства о регистрации брака в ЗАГСе.
Ужесточение наказаний защищает и детей, и общество от «негативных последствий», считают представители власти.