Новогодние корпоративы — не дань моде, а традиция, которая существует давно. В условиях экономического кризиса многие компнаии отказались от проведения копроративных праздников. Насколько верно это решение и как это может аукнуться, рассуждает певица, продюсер и event-специалист Аэлита Хабибуллина.
— Аэлита, уже декабрь. Но многие еще не уверены, будут ли проводить корпоративы. В этом году еvent-индустрия может оказаться под угрозой?
— Нынешняя ситуация отличается от прошлогодней. Сейчас люди не знают, что будет завтра. Обычно Новый Год мы начинаем планировать осенью.
Некоторые компании уже готовятся к проведению праздников. Однако большинство находятся в нерешительности или из-за отсутствия возможностей отменяют корпоративы. Я считаю, это неправильно. Новый год — любимый народный праздник. Его нужно отмечать. Провести корпоратив можно и своими силами с привлечением специалистов.
— По старой советской традиции: на рабочем месте и без привлечения event-специалистов. Понимаю, что для вас это обидно, бьет по карману. Как с этим совладать?
— Не обидно. Те, кто хотят провести настоящий хороший корпоратив, без специалистов не обойдутся. Или нужно иметь в штате человека, который бы взял на себя все обязанности. Другое дело, что без опыта у него вряд ли это получится. Event-специалист нужен, чтобы собрать из разных частей хороший праздник. Человек, который в этом не варится ежедневно, не может знать, как организовать увлекательное шоу, найти хороших ведущих, какую тему взять для праздника?
Думаю, ситуация с отменами корпоративов временная. В ноябре было много экономически негативных событий. Поэтому люди вроде хотят, но боятся. Все по-разному смотрят на мир. Кто-то ждет праздника, несмотря ни на что, а кто-то решил для себя, что сейчас кризис, где-то идет война, поэтому Новый Год отмечать не будет. Мое мнение — у людей должны быть праздники.
— Согласен. У меня провокационный вопрос: каков бюджет среднестатистической компании — к примеру, магазина или редакции газеты? Во сколько им обходится корпоративное мероприятие?
— 400 тысяч — это сумма, от которой можно начать плясать делать праздник.
— Что в нее входит?
— Организация и проведение мероприятия, звуковая аппаратура.
— Ресторан входит?
— Нет. Но входит минимальный свет, шоу-балет, ведущий и интерактив. То есть ведущий со своей программой, вокалист. Это бюджетный уровень, минимальный.
— Кстати, по поводу бюджетного уровня. Многие ваши коллеги жалуются, что народ у нас консервативный. В лучшем случае дает согласие на пикник в горах зимой. А так всегда штатное расписание: кабак, тосты от начальства, музыка, танцы.
— На мой взгляд, креативных компаний, которые хотят что-то новое, много. Сейчас мы готовим с сотрудниками компаний magic-шоу, номера с иллюзионистами. Это наша авторская идея. Ранее мы ставили танцы с коллективом. Это была трудоемкая, но интересная работа. Если люди хотят что-то оригинальное, то они это получают.
Я считаю, новогодний корпоратив — это тимбилдинг, возможность почувствовать себя в неформальной обстановке, где-то наладить отношения с начальством, где-то филиалы между собой подружить. Это и есть наша задача: сделать все, чтобы люди уходили с корпоратива с сожалением, что он закончился.
— Но согласитесь, большинство отдает предпочтение обычной пьянке.
— Если это конечная цель, то да. Но на моих мероприятиях такого нет. Я чувствую градус мероприятия. Если занять людей, заполнить пустоту, времени на лишний тост не будет.
— На чем еще сказывается урезание бюджета? Объясните прямо на пальцах.
— Если в прошлые годы можно было пригласить дорогостоящее шоу – иллюзионистов, световое шоу, то в этом году стараются либо уменьшить количество номеров и сделать что-то своими силами, либо заменить чем-то другим. Скажу, что на качестве это все равно отражается.
— Что могут сегодня позволить себе компании средней руки?
— Буквально вчера у нас был маркетинг по всем казахстанским звездам. Все артисты понизили цены.
— За сколько сейчас можно заказать артиста?
— За 1500-2000 долларов. Хотя раньше были другие цены — 3000-5000 долларов.
Могу сказать на опыте, что прошлогодние цены в тенге остались те же.
— Просто тенге сильно изменился.
— У нас не стало больше тенге. Поэтому артисты доллары перевели в тенге.
— Банально звучит, но артисты тоже люди.
— Они рассчитывали на Новый Год. Это время, когда можно заработать деньги, на которые в период затишья можно будет прожить. Артисты не такие богатые люди, как кажутся. У них очень большие расходы – съемки, ротации. Нельзя артистов обижать.
— Артисты как дети. Аэлита, хорошо, что ты заговорила об артистах. Я хочу перевести разговор в другую сферу твоей деятельности, которой ты активно занималась несколько лет назад.
— И сейчас занимаюсь.
— Аэлита Хабибуллина — караоке-активист.
— Уникум.
— Человек, который активно продвигает чемпионаты по караоке и даже находит новых звезд. Аэлита, как вы думаете, ваши караоке-чемпионаты могут стать альтернативой нашим талант-шоу?
— Они и есть талант-шоу.
— Условно говоря, какая-то караоке-передача может выдвинуть на передний план звезду, которую выдвинул голос.
— Тех, кто обладает талантом, невозможно не заметить. Они сами себя продвигают и идут на профессиональные конкурсы.
— Караоке-конкурс как альтернатива, где могут сойтись человек, который не только не попадает в ноты, но и не целится, и профессиональный певец.
— Я объясню, почему я начала делать караоке-конкурс. Я всю жизнь пела. Начала писать песни. И увидела в караоке настоящие таланты, которые звездами уже не станут, потому что они уже занимаются профессиональной деятельностью. Кому-то возраст не позволяет.
Хочу сказать, что все, кто побеждает в моих конкурсах, так или иначе проявляют себя в этой сфере. Кто-то открывает караоке-клубы. К примеру, один из первых победителей открыл караоке-клуб в центре Лондона. Он шикарно поет и даже выступал в La Sсala. У него действительно оперный голос. Мы часто пересекаемся с ним в Facebook. Я горжусь тем, что человек талантлив и проявил себя еще и с коммерческой точки зрения.
Здесь тоже есть те, кто открыл караоке-бары. И люди получают огромное удовольствие от того, что поют там. Я могу гордиться, что у меня было столько звезд из обычной среды. Помнишь, конкурс «Королева», который я проводила? Это были лето, осень, зима, весна. Все 12 победителей стали звездами. Луину ты уже знаешь. Когда Жомарт пришел, он тоже думал, что у нас все продается. Он говорил: «Вот если она не победит…». А я ему тогда ответила: «Вот сидит жюри. Я ни слова не скажу». У меня железное правило – все по заслугам. Я могу только гордиться своими девчонками.
Конкурсы, которые идут на коммерческой основе… Они дальше не пойдут. Не будут на сцене.
— Я всегда заканчиваю разговор советом нашим читателям. Посоветуйте тем, у кого нет денег на event-индустрию, где и как своими силами провести хороший новогодний корпоратив?
— Я бы не советовала проводить праздник в офисе. Обязательно нужно менять обстановку, чтобы люди раскрылись и почувствовали себя на празднике
Сейчас столько предложений, вполне возможно найти место, где можно накормить и напоить людей за минимальную сумму.
Без ведущего очень трудно. Это только кажется, что человек просто вышел и общается. Если в компании есть человек-заводила, который всех знает и готов весь вечер не отдыхать, а работать, то это тоже решает дело. Нужен фотограф, чтобы весь праздник остался в памяти. Надо понимать, что люди, которые будут участвовать в организации, минимум 6-7 человек, отдыхать во время корпоратива не будут.
Конкурсы. Опять же, если человек никогда их не проводил, то 90%, что не получится. Какой вариант? Поставили музычку, потанцевали, кому-то дали слово. Если люди не работали на сцене, не владеют аудиторией, то все это скатится в междусобойчик.
— В общем, дорогие друзья! Если есть минимальные деньги, то наймите хотя бы одного человека. Если нет, то интернет – наш бог. Аэлита, поздравляю вас с Наступающим Новым Годом! Желаю вам урожайного Нового Года! И нашим читателям тоже!
Видеоверсию смотрите здесь