Казахстанские поставщики балтийской рыбы несут огромные убытки из-за самоуправства российских таможенников. Минсельхоз Казахстана молчит.
2 ноября российские таможенники задержали на границе (станция Себеж) вагон свежемороженной балтийской кильки, идущий в Казахстан. Официальная причина — запрет Россельхознадзора на ввоз в РФ данной продукции, согласно которому «с 4 июня 2015 года вводятся временные ограничения на ввоз в Российскую Федерацию рыбо- и морепродукции из Латвии». Однако по факту продукция предназначалась для Казахстана.
Все возражения казахстанских поставщиков российские таможенники проигнорировали. Решение нашего Минсельхоза о том, что Казахстан с запретом на ввоз согласился лишь частично и ограничил ввоз только готовой продукции из Латвии и Эстонии для них тоже оказались пустым звуком.
И даже распоряжение собственного высокого таможенного начальства не применять данный приказ в отношении «товаров, предназначенных для внутреннего потребления Республики Казахстан, которые перемещаются транзитом через территорию Российской Федерации» на поверку оказалось лишь «бумажкой» для галочки.
Евгений Тарасов, коммерческий директор казахстанской компании-поставщика:
— Мы везли свежезамороженную кильку, наша компания получила разрешение на импорт от КВКН МСХ РК за номером 16-01-07/7334 от 16.10.2015. Мы обратились с этой проблемой к местным исполняющим органам, а те в свою очередь позвонили в МСХ РК в Астану, на что получили ответ: пусть ждут, разберемся. Вечером ответа так и не последовало, мы позвонили в приемную к господину Хасенову С. С. (председатель Комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ РК — ред.), где нас переключили в какой-то отдел, там было сказано: «С Россельхознадзором мы переговорили, они к грузу претензий не имеют и вообще он еще не поступил к ним на досмотр. Груз задержан Федеральной Таможенной службой РФ». На то, что задержан он по прямому указанию Россельхознадзора, собеседник мне ответил, что они (МСХ РК) с российской таможней контактов не имеют, нам надо идти в Управление доходов по Карагандинской области.
— Пошли мы туда, встретились с руководителем Таможенного департамента. Он нам вполне логично сказал, что они занимаются только оформлением импорта или экспорта и что к решениям минсельхоза и тем более Россельхознадзора отношения в принципе не имеют. Пишем письмо на имя Хасенова С. С., отправляем по факсу в приёмную 04.11.2015, звоним утром 5.11.15 (только к 15:00 дозвонились), выясняем, что факс еще не зарегистрирован, так как кто-то куда-то отпросился. Просим соединить с господином Хасеновым С. С., но на месте его не оказывается, нас снова соединяют с каким-то отделом, где я вновь объясняю причину задержки и что у меня есть законное разрешение от МСХ РК, прошу разобраться и помочь в решении данной проблемы. Мне отвечают снова то же самое, что и в первый раз и кладут трубку.
Возникает вопрос:
что делать и к кому идти в данном случае, если государство, которое выдает официальное разрешение на ввоз, не может разобраться с казалось бы несложными вещами?
На сегодняшний день убытки от задержки и возврата контейнера с рыбой составляют тысячи долларов. По словам поставщиков, в сложной ситуации оказываются и казахстанские производители: если товар будет поставляться в магазины с задержкой или не в том объеме, им грозят немалые штрафы. Потребителям же ничего не останется, как покупать тот же товар, но уже от российского производителя. Отсюда — сокращение производства и потеря рабочих мест.