Кого алматинцы считают своими кумирами? Верно ли, что самые культурные живут в южной столице Казахстана? Будет ли Алматы «городом для людей» или люди будут придатком города? На эти и другие вопросы ответили эксперты прошедшего в ноябре Urban Forum Almaty 2015.
В рамках Urban Forum Almaty 2015 широкой общественности были представлены итоги первого в истории Алматы социологического опроса «Алматы — город для людей и люди для города», проведенного Центрально-Азиатским фондом системных исследований.
Для определения «социокультурного портрета», а проще говоря — идентичности жителя Алматы исследовательской группой был задан ряд вопросов. Результаты опроса показали, что
характеризуя себя, жители южной столицы, как правило, оперируют такими понятиями как мать/отец (37%), человек (27%), гражданин Казахстана (26%), женщина/мужчина (20%).
В группу второстепенных по значимости социальных ролей вошли такие как специалист (9%), личность (7%), а также семейные статусы супруга, дедушки и бабушки, дочери и сына (8, 7 и 5%, соответственно).
Полученный результат свидетельствует о высокой концентрации семейных статусов в ответах респондентов на вопрос о самоидентификации. По мнению экспертов, в неустойчивой жизненной ситуации семейно-ролевые и этнические ценности получают доминирующее значение для личности, выступают «аварийными группами», в которых индивид получает социальную, психолого-эмоциональную и культурно-ценностную поддержку.
Перечисляя отличительные качества алматинца, респонденты чаще обращают внимание на положительные черты характера и особенности поведения горожан.
Типичный житель южной столицы описывается как человек, демонстрирующий высокую культуру поведения (26%), доброжелательный (14%) и открытый (7%).
Негативные качества называются гораздо реже, среди них суетливость (3%), жесткость, высокомерие, «понты» и отказ от национальных традиций (по 1%).
Среди персоналий, которых алматинцы считают достойными звания «почетный житель города», политики (36%), музыканты (33%), писатели и поэты (10%), спортсмены (7%), кинодеятели (7%) и др. Список лиц, предложенный горожанами, насчитывает порядка 80 фамилий.
Лидерами общественного мнения, согласно данным опроса, являются певица Роза Рымбаева (15%), первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР Динмухамед Кунаев (14%), президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев (10%), а также музыкант и исполнитель Батырхан Шукенов (9%).
В тройку лидеров — претендентов на звание главного символа бывшей столицы вошли: высокогорный ледовый каток «Медеу» (38%), яблоко, в том числе сорта «Апорт» (21%) и гора Коктобе с телевизионной вышкой (10%). «Город, будучи «живым организмом», находится в процессе постоянного развития и изменения, — отмечают исследователи. — Не будучи статичным объектом, образ города замещается в сознании горожан каким-либо характерным объектом. Чаще всего это символы, концентрирующие внимание индивида на прошлом и связывающие индивида с ним.
Не случайно, что
в топ-листе символов Алматы горожане указывают те объекты, которые когда-то принесли ему славу в СССР,
имели значение не только для города, но и в целом для страны. Помимо перечисленных объектов-символов города респонденты называли здания гостиницы «Казахстан», ГАТОБ им. Абая, Дворец Республики, горно-лыжный курорт Чимбулак, также известные далеко за пределами республики.
Безоговорочно, для всех возрастных групп, уникальность города заключена в окружающей его природе. Больше половины участников опроса (67%) в качестве источника неповторимости Алматы перечисляют горный ландшафт, ледники Заилийского Алатау, живописные озера и водопады .
Помимо природно-климатических особенностей местности алматинцы считают, что особенным город делают объекты архитектуры (28%), включая высокогорный каток «Медеу» (16%). Намного реже упоминаются другие факторы уникальности (5%), такие как условия социально- экономического и культурного развития города, а также сами жители города.
Надо отметить, что
молодежь намного чаще упоминает в качестве фактора уникальности широкие социально-экономические возможности (41%).
Горожане среднего возраста находят, что образ города формируется благодаря рукотворным объектам, памятникам, улицам, паркам и скверам (43%). А представители старшего поколения считают Алматы уникальной благодаря людям, которые ее населяют (22%).
Среди главных причин рекомендовать южную столицу для проживания ее жители назвали наличие широких возможностей для разностороннего, в том числе экономического развития — «город возможностей» (33%), исключительные природно-климатические условия — «город-курорт» (23%), а также насыщенную культурно-развлекательную инфраструктуру — «город-праздник» (22%).
На обратной стороне медали среди причин не рекомендовать Алматы для жизни
горожане называют проблемы дорожно-транспортной сферы, в том числе пробки, отсутствие парковок, претензии к работе общественного транспорта и т. д. (39%), дороговизну жизни (32%) и критическое состояние экологии (32%).
Исследования на тему формирования территориальной идентичности свидетельствуют, что для положительной идентификации членов городского сообщества необходима их активная деятельная позиция в вопросах оценки и анализа проблем города, реальное участие в разработке и реализации решений для его развития.
46% опрошенных неравнодушны к проблемам города — они замечают проблемы, вынашивают идеи об их решении, готовы дать предложения об улучшении жизни в городе.
Однако обратиться к властям со своими идеями и предложениями готов только 1% опрошенных, что говорит о неготовности или нежелании сотрудничать с властями в вопросах развития города.
Городским властям стоит подумать о том, как завоевать доверие и наладить диалог с собственными жителями. Показательным является то, что алматинцы более активны в независимой коллективной деятельности. В частности, более трети горожан в течение последнего года принимали участие в посадке зеленых насаждений (39%), занимались благотворительностью (40%), еще треть алматинцев оказывали помощь пострадавшим от стихийных бедствий (27%). Это не является примером гражданской активности для всего мира, тем не менее, уровень внушает оптимизм и демонстрирует наличие мощного потенциала.