Анализ платежного баланса Казахстана пока не радует. Из немногих позитивных моментов в нем можно отметить замедление бегства капитала из страны.
Полгода тому назад в материале «В зеркале платежного баланса все непросто» речь шла о том, что дефицит по счету текущих операций не предвещает ничего хорошего обменному курсу тенге к доллару.
Тогда отмечалось, что хотя в 2014 году по этому счету и сложился значительный профицит (по уточненным данным, в свежей публикации Нацбанка по итогам первого полугодия текущего года он оценивается в $5 млрд. 994,0 млн. вместо $4 млрд. 643,5 млн., приводившихся ранее), но в третьем и четвертом кварталах сложился отрицательный результат. Это дало основание для прогноза, что если «минус» сохранится и далее, то может возникнуть тревожная ситуация, схожая с началом кризисного 2009 года, в феврале которого был девальвирован тенге.
Увы, теперь из данных Нацбанка выясняется, что и в первом, и во втором кварталах 2015 года счет текущих операций сложился с дефицитом соответственно минус $38,7 млн. и минус $2 млрд. 191,6 млн.
По этой причине, скорее всего, и была отправлена в свободное плавание казахстанская валюта,
что на практике вылилось в резкое снижение уровня ее обменного курса к доллару с неявным коридором колебаний. Дефицит же по итогам всего первого полугодия, как видно из приведенной таблицы, составил минус $2 млрд. 230,2 млн.
Основным источником этого негатива выступает внешняя торговля страны, точнее, ее резко уменьшившийся баланс, составивший по итогам первого полугодия $7 млрд. 868,6 млн. – это немногим больше, чем за один только третий квартал прошлого года! Из этого показателя вычитаются традиционные дефициты по балансам услуг (минус $2 млрд. 279,7 млн.), первичных (минус $6 млрд. 860,2 млн.) и вторичных (минус $958,9 млн.) доходов. В качестве слабого утешения отметим, что поквартальные дефициты по этим статьям складываются ныне в меньших объемах, чем в прошлом году. Исключение составил лишь дефицит по балансу вторичных доходов за второй квартал, составивший минус $731,9 млн. – это почти вдвое больше прошлогодних минус $384,5 млн. за аналогичный период. А формируются дефициты по перечисленным статьям в основном в пользу иностранных инвесторов, работающих в нашей стране. Кроме того, здесь же учитывается вознаграждение по резервам и активам Национального фонда.
По второму разделу платежного баланса — финансовому счету – ситуация складывается хуже, чем в прошлом 2014 году. Тогда в первом квартале здесь был профицит в $2 млрд. 384,6 млн., тогда как в текущем году возник дефицит в минус $2 млрд. 438,1 млн. А по итогам второго квартала дефицит сложился больше, чем за тот же период прошлого года, — соответственно минус $1 млрд. 709,3 млн. и минус $1 млрд. 663,5 млн. В итоге, за первое полугодие по финансовому счету получился дефицит в минус $4 млрд. 147,4 млн.
Зато по статье «Чистые ошибки и пропуски» аналитики Нацбанка преподнесли сюрприз в виде снизившегося дефицита по ней. Если в первом квартале прошлого года было минус $3 млрд. 46,7 млн., а во втором – минус $2 млрд. 616,9 млн., то в этом году – соответственно минус $1 млрд. 885,5 млн. и $182,8 млн. А поскольку отрицательный результат по этой статье обычно трактуется как оценка масштабов бегства капиталов из страны, то можно предположить, что процесс этот сейчас значительно замедлился.
Но в целом,
даже если мировые цены на нефть вдруг начнут быстро расти, то вряд ли стоит рассчитывать на укрепление тенге
После того же девальвационного 2009 года, когда уровень обменного курса тенге был снижен со 120 тенге до 150 тенге, все последующие годы складывались с профицитом счета текущих операций платежного баланса. Тем не менее, Нацбанк все же провел девальвацию казахстанской валюты в феврале 2014 года. С другой стороны, стоит вспомнить и о том, что на протяжении 2005-2007 годов курс тенге был довольно стабильным, хотя счет текущих операций тогда складывался с дефицитом. Правда, потом выяснилось, что Нацбанк тогда во имя этой валютной стабильности «палил» свои резервы в значительных объемах. Поэтому, если сегодня центральный банк вновь готов жертвовать резервами и держать валютный рынок в узде своими долларовыми интервенциями, то ему это, конечно же, по силам, поскольку теперь у него еще одно противоядие для спекулянтов – это высокий уровень базовой ставки.
Источник: Национальный Банк РК.