Журналист казахскоязычного информационного портала Qamshy.kz Дархан Мукан анализирует достоинства и недостатки платежных карт «Оңай».
«Алматы намерен перейти на новую систему расчетов в общественном транспорте. Хотя система называется «Оңай» (легко), похоже, внедрить ее в самом большом мегаполисе страны будет не так легко.
Попытка ввести расчетные cash-карты уже была в 2008 году, когда в автобусах Алматы установили валидаторы, принимающие оплату за проезд. Но вскоре система потерпела фиаско, показав свою нежизнеспособность — оказалась экономически невыгодной и неудобной к применению в повседневной жизни.
Когда нынешней осенью зашел разговор о вводе электронной системы билетирования пассажиров, большинство жителей мегаполиса связывали это с назначением нового акима. Однако необходимо отметить, что переход на эту систему был предусмотрен программой развития перевозки пассажиров и грузов на 2012-2016 годы. Реализация возложена на ТОО «Транспортный холдинг города Алматы». Проект стоимостью 12 миллионов долларов полностью будет финансироваться за счет средств отечественных инвесторов, ожидается, что через семь лет он полностью оправдает себя.
Какую цель преследует руководство города, вводя эту систему оплаты?
Прежде всего оно хочет вывести из теневого рынка оборот денег в транспорте, легализовать их, таким образом увеличив поступление в бюджет города.
Но вводимая система имеет ряд существенных недостатков.
Во-первых, переход на карту «Оңай» совсем невыгоден для тех, кто раньше пользовался месячными проездными билетами, потому что за каждый проезд на общественном транспорте с карты пассажира будет списываться определенная сумма. У частных перевозчиков появляется прекрасная возможность избавиться от перевозки «невыгодных» пассажиров, пользующихся месячными проездными билетами.
Во-вторых, лица, которые непостоянно пользуются общественным транспортом, просто так карточку не купят. А перевозчики хотят полностью отказаться от наличных взаиморасчетов.
В-третьих. Те, кто хочет бороться с теневым оборотом денег на общественном транспорте, будут заняты ловлей «зайцев». Устройства, читающие карты «Оңай», не рассчитаны на выдачу билетов или чеков. А линейные контролеры не имеют возможности проверить карту пассажира на предмет оплаты проезда.
В-четвертых, новая система финансово невыгодна ни пассажирам, ни местной власти. Сегодня людям, старающимся экономить на всем, и 400 тенге — немалая сумма. А если в одной семье такими картами пользуются несколько человек, то это в разы увеличивает расходы семейного бюджета.
Всем известно, что только востребованные новшества могут удовлетворять спрос общественности и быть жизнеспособными… Авторам идеи внедрения платежных карт «Оңай», не прошедших всестороннего изучения и обсуждения, будет непросто в столь короткое время реализовать задуманное.
Источник: Qamshy.kz