В середине этой недели цены на нефть незначительно подросли. Многие аналитики связывают это с начавшимися военными действиями ВКС России в Сирии. Каким же образом война с «Исламским государством» может повлиять на сложный процесс формирования цен на «черное золото»?
События в Сирии и цены на нефть стали самым обсуждаемым вопросом последних дней. Так аналитики французского банка Societe Generale обнародовали результаты своего исследования, согласно которому
цена на сырую нефть марки Brent из-за войны в Сирии может взлететь до $150 за баррель.
Этот прогноз тут же подхватила газета Echo (Бельгия), затем — другие СМИ в Европе и СНГ.
На первый взгляд взаимосвязь между ценами на нефть и операцией в Сирии прямая. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин, выступая на ассамблее ООН. «Лицемерно и безответственно выступать с громогласными декларациями об угрозе международного терроризма и при этом закрывать глаза на каналы финансирования и поддержки террористов, в том числе за счет наркобизнеса, нелегальной торговли нефтью и оружием», — сказал Путин.
По оценкам экспертов, боевики из группировки «Исламское государство» на подконтрольных им территориях в Ираке и Сирии получают почти миллион долларов в день от продажи нефти с захваченных месторождений. Нефть у ИГИЛ покупают Турция и Иран, — сообщает «Нефть России».
ИГ продает нефть по очень низкой цене — 25 долларов за баррель.
Однако этому незаконному бизнесу скоро может прийти конец. Как только российская авиация разрушит захваченную террористами нефтяную инфраструктуру (а ВКС России рано или поздно это сделают), то сразу прекратится нелегальный выброс сирийской нефти по демпинговым ценам.
«Я считаю, что геополитический фактор и напряженность на Ближнем Востоке в ряде стран так или иначе уже заложены в цене и в ожиданиях со стороны игроков на рынке, — считает управляющий партнер инвестбанка Advance Capital Карен Дашьян. — Рынок понимает, что ситуация нестабильная. Поэтому что и Ливия, и Сирия, и Ирак являются факторами, которые влияют на ожидания рынка. На мой взгляд,
геополитическая обстановка на Ближнем Востоке прибавляет 20, а то и 30% именно к фундаментальной цене рынка».
С другой стороны, глупо ждать, что из-за одной Сирии нефть сразу подскочит до прошлогоднего уровня. Сирия никогда не была производителем нефти в мировом масштабе, через территорию страны не проходят и глобальные магистрали для транспортировки нефти.
Как отмечает аналитик Валерий Нестеров, «есть нефтепроводы, которые идут через Сирию в Турцию. Но они сейчас работают крайне ненадежно. Некоторые объемы нефти экспортируются по этой трубе из иракского Курдистана. Часть сырья везется в Турцию наземным транспортом. Но в целом это небольшие объемы для мирового рынка сырья. И ждать резкого роста цены на нефть не стоит. Для сравнения,
несколько лет назад вся добыча Сирии составляла 14 млн. тонн в год, а в той же Саудовской Аравии добывается свыше 500 млн тонн.
При этом сейчас по Сирии точной статистики нет. Но понятно, что эта отрасль парализована, объемы несопоставимы с теми, что были раньше. Поэтому серьезного влияния на нынешнюю ситуацию с сырьевыми котировками бомбардировки России оказать не смогут. На стоимость барреля влияют более глобальные факторы — в основном перепроизводство нефти в мире.
Но если конфликт на Ближнем Востоке станет более масштабным, то цена на нефть, безусловно, вырастет. Другое дело, что сейчас США могут влиять на спрос и предложение сырья в мире. У них объемы добычи нефти падают.
Как только цена на нефть пойдет вверх, Америке будет достаточно месяца, чтобы ее опустить.
Тем временем вчера утром нефть марки Brent подорожала примерно на 3%. Котировки росли третий день подряд.
Как сообщало вчера агентство Reuters, фьючерсы на Brent подорожали на $0,39 до $48,76 за баррель, а фьючерсы на WTI — на $0,65 до $45,74. При этом росли они за счет новых данных о бомбардировках в Сирии. Другими словами,
война в Сирии если и не подняла нефтяные цены, то по крайней мере, не дала им упасть вниз.
Нефть традиционно реагирует ростом на военные действия на Ближнем Востоке, — рассуждает «Взгляд». И этот раз не исключение. Достаточно сказать, что рыночные факторы сейчас играют на падение нефтяных котировок, но черное золото все равно растет.