Супруга бывшего акима Медеуского, а затем Турксибского районов Алматы Владимира Васильева, осужденного в 2007 году к трем годам условно за взятку, умудрилась превратить 18-квартирный жилой дом 1958 года постройки площадью почти 1500 квадратных метров в «нежилое помещение» размером 54,8 квадратных метра.
О том, что де-юре их дома больше нет, жильцы многоэтажки по улице Шевченко узнали несколько месяцев назад, когда новый владелец подвала начал грандиозную перестройку: перекрыл доступ к элеватору, снес сейсмоперекрытия и спилил деревья во дворе дома.
— Мы сначала не могли ничего понять: с какой радости в нашем подвале кто-то хозяйничает, — рассказала одна из активисток. — Я стала собирать документы. Выяснилось много любопытного. Оказывается, еще в 2002 году, когда акимом нашего района был Владимир Васильев, председатель нашего КСК «Жас» продала какому-то Бахытбеку Кадырову за 690 тысяч тенге часть нашего подвала площадью 54,8 квадратных метра. В 2003-м этот Кадыров перепродал уже за 1 млн 300 тысяч подвал некоему Павлу Остеру, а спустя два года,
в феврале 2005-го, Остер подарил подвал кому бы вы думали? — жене акима Васильева — Любови Николаевне Васильевой.
И случился сей факт через месяц после того, как Васильев ушел акимствовать в Турксибский район.
Жильцы многострадального дома вспоминают: десять лет назад у них начались проблемы. К собственникам стали наведываться ходоки из городского и районного акиматов с предупреждением о предстоящем сносе дома, хотя никаких официальных уведомлений людям не высылали. Компенсацию жильцам предлагали копеечную — 50 тысяч долларов. Это за квартиры в «золотом квадрате»! Некоторые владельцы согласились и съехали, а тем, кто остался, кто-то старательно портил жизнь — периодически в доме пропадали газ и электричество, в подвале стали регулярно появляться коллективные группы бомжей.
А потом страсти поутихли. И только сегодня оставшиеся старожили понимают, почему.
Изначально, в 1999 году постановлением тогдашнего алматинского градоначальника Виктора Храпунова был создан кондоминиум, в который вошли два дома (включая тот самый многострадальный дом-призрак 15А по улице Шевченко), а также хозпостройки Академии наук.
Спустя три года на месте хозпостроек вырос трехэтажный особняк, в числе владельцев которого некоторое время числился человек с интересными анкетными данными — Мамиев Жомарт Абдразакович.
Не беремся утверждать, что это родственник председателя Верховного суда РК Кайрата Абдразаковича Мами, урожденного Мамиева. Поэтому все совпадения отнесем к нелепой случайности.
Судя по официальным документам — нотариально заверенным договорам купли-продажи, с регистрационными данными дома 15А в дальнейшем стали происходить настоящие чудеса: то кадастровый номер земельного участка менялся, то нумерация. В итоге особняк, построенный во времена Храпуновых-Васильевых, по техническому паспорту оказался 1951-го года постройки и ему был присвоен адрес: Шевченко, 15А. А собственники квартир подлинного дома с этим адресом оказались жильцами несуществующего на бумаге объекта.
— Я по полдня проводила в департаменте юстиции города последние 3 месяца, чтобы произвести корректировку по нашему дому, и наконец вернула ему первоначальный адрес. Теперь, получается, один и тот же номер имеют два разных капитальных строения, расположенных по соседству друг с другом, — говорят жильцы 18-квартирной многоэтажки. — По поводу того, что чиновники намутили с нашим домом, мы обращались в различные инстанции, но нигде нам не ответили. Зато удалось вытащить из департамента юстиции Алматы справку на Любовь Васильеву, которая откровенно потрясла.
В официальном документе написано, что по кадастровому номеру на земельный участок площадью 0,1032 га, где много лет простоял многоквартирный жилой дом 1958 года постройки, теперь значится только одноэтажное нежилое помещение площадью 54,8 квадратных метра, а общая площадь неделимого земельного участка составляет 0,0713 га.
Сравните два документа сами:
— На днях мне удалось добыть технический паспорт на наш дом, — говорит активистка жильцов дома по ул. Шевченко, 15А. —
Это выглядит очень странно, но в наш технический паспорт вложен техпаспорт особняка, как будто они и мы — одно целое. В обоих случаях собственник — Любовь Васильева.
В справке департамента юстиции по кадастровому номеру нашего дома числится особняк, 0,0713 га — это площадь его земельного участка.
Понимая, что судебная тяжба с влиятельной семьей неизбежна, жильцы наняли адвоката и собираются выселить из своего подвала нового собственника, тем более что он занял под офис площадь значительно большую, чем 54,8 квадратных метра.
В связи с последними событиями люди уже не обращают внимания даже на тот факт, что с появлением особняка часть их многоквартирного дома внезапно оказалась на территории усадьбы: балконы свисают с внутренней стороны высокого забора.