Видеокамеры, которые по утверждению полицейских помогают бороться с преступностью, на самом деле часто оказываются бесполезным техническим приспособлением, потому что запись с них, как правило, очень плохого качества. Зато компании, которые задействованы в установке и обслуживании камер, претензий не имеют.
В Алматы началось масштабное внедрение систем видеонаблюдения. Начальники районных УВД рассылают председателям КСК представления на установку в подъездах видеокамер, а участковые раздают рекламные буклеты фирм-поставщиков.
Видеокамеры, установленные во дворах и подъездах, помогают бороться с преступниками. Так утверждают стражи порядка, когда грозят статьей 479 КоАП РК и требуют от председателей КСК провести разъяснительную работу с жильцами. Но, когда люди приносят им видеозапись преступлений, правоохранительные органы проявляют недовольство: в мутном изображении по размытому силуэту трудно что-либо понять.
На сегодняшний день почти в 90% алматинских многоквартирных домов установлены системы видеонаблюдения. Частные фирмы, монтирующие это оборудование, используют дешевую, устаревшую или некачественную технику, которая не оправдывает даже самые скромные ожидания. Убедиться в этом легко, достаточно посмотреть записи различных происшествий – воры и хулиганы действительно запечатлены, но распознать человека-пикселя трудно даже по силуэту, не говоря уже о чертах лица.
Для примера — «сюжет» о том, как во дворе с машины номера украли. Камера видеонаблюдения запечатлела воров, которые в 11 часов вечера сняли номера с припаркованного автомобиля. Но это все, что можно рассмотреть: ни номеров машин, ни тем более лиц преступников различить невозможно.
Еще пример. 23 апреля в Алматы хулиган избил ветерана за пакет с вещами, а через пару недель полиция бодро отрапортовала: хулиган задержан! Но это оказалась утка – виновный не найден. Просто очень уж важно было к 9 мая раскрыть нападение на ветерана. Или солгать, что оно раскрыто.
https://youtu.be/Uv2vAl3B-Bo
Программу «Безопасный двор», благодаря которой буквально весь город нашпигован «полуслепыми» аппаратами, стал внедрять бывший аким Ахметжан Есимов.
– Камеры видеонаблюдения и фиксации правонарушений в перспективе должны быть установлены в каждом дворе мегаполиса. Работа будет проходить поэтапно, а начнем с придомовых территорий муниципальных домов, – сказал Ахметжан Есимов, во время презентации пилотного варианта программы, в жилом массиве микрорайона «Акбулак» в Алатауском районе, в апреле прошлого года.
Кстати, программа действует по принципу государственно-частного партнерства, что означает: власти настоятельно рекомендуют, частные фирмы бесплатно устанавливают, а финансирование дальнейшей работы систем ложится на плечи собственников квартир, в виде ежемесячной абонентской платы.
При этом информацию о том, какие именно камеры устанавливают и сколько они стоят, фирмы, монтирующие «плохо видящее око», не раскрывают.
– Мы ведь не требуем денег за камеры и за их установку, – говорят в компании Domofon.kz-Almaty. – Оплата идет только за сервисное обслуживание.
Но именно этим многие и жители Алматы и недовольны.
– Камеры дешевые поставят, качество никакое, а заработают на обслуживании, только наш дом ежемесячно платит 12 тысяч за протирание объектива один раз в 2-3 месяца, –говорит алматинец Сергей Имлешев. – Пусть полицейские расскажут, как они по смазанному фото ищут преступника, кроме как фотки расклеивают и в СМИ печатают. Систем по распознаванию лиц и поиска их в картотеке, как это в фильмах показывают, у наших стражей порядка нет. Так зачем нам нужны такие камеры? Из-за того, что кто-то «правильный» открыл фирму по продаже и установке устаревших систем видеонаблюдения?
– Годятся эти камеры только для того, чтобы посмотреть, кто из соседей мусор в подъезде выкинул, – рассказывает Евгений Вахрисламов, у которого вор украл детский велосипед из подъезда. – Недавно лично столкнулся с ситуацией, когда видеозапись с камеры на подъезде, в которую вор смотрел практически в объектив, была признана полицейскими непригодной для оперативно-следственных мероприятий. Полицейские раз десять вызывали — столько времени потратил я и еще один парень из соседнего дома, у которого этот же человек тоже велосипед украл, а толку никакого.