Казахстан основательно встряхнули экономические перемены — а Парламент молчит. И потому публицист Канат Абильхайыр на страницах портала Abai.kz ставит вопрос: а нужен ли нам такой Парламент?
«Вчера учащиеся страны после трехмесячных каникул вновь вернулись в школьные классы, на ряду со школьниками вернулись в свои служебные кабинеты и народные избранники — депутаты Парламента страны. Однако на вчерашнем пятиминутном заседании, открывшем очередную 5-сессию Парламента, они больше напоминали двоечников, оставшихся «на второй год»… Наверное, неправильно сравнивать депутатов, избранных народом, с учащимися. Но сегодняшняя работа парламентариев показала, что они хуже двоечников. Даже, эти учащиеся с низкой успеваемостью приносят хоть какую-то пользу, помогая родителям. А вот от наших депутатов нет пользы…
Страна стоит перед большой опасностью, грядут большие трудности, безработица, снижение уровня жизни народа. Почему в такой трудный час Парламент не докажет, что он действительно избран народом, представляет его интересы, и не встанет на защиту интересов своих избирателей?!
Если сегодня Казахстан общество, где восторжествовала политическая культура, почему Парламент не требует отречения от должности председателя Национального банка и роспуска Правительства, не способных предотвратить инфляцию?
Куда уж там, наши депутаты, следуя народной мудрости — «Сытый голодного не разумеет», открыв очередную 5-сессию Парламента за 5 минут, как будто ни в чем не бывало, по очереди раздавали интервью представителям прессы.
Это только один пример беззубости наших народных избранников. Можно привести тысячу таких примеров, чтобы распустить нынешний Парламент.
Елбасы предложил 100 конкретных шагов по развитию страны. А Парламент так и остается безучастным. Только вчера мажилисвумен Айгуль Соловьева в интервью журналистам сказала, что после нового года Парламент будет делать шаги в сторону 100 конкретных шагов.
Казахский Президент выступил с инициативой «о разделении полномочий Президента».
Но, кажется, Парламент так и не понял значения идеи «разделения полномочий Президента» и не осмеливается обсуждать эту проблему.
Разве эти примеры не свидетельствуют о том, что наш Парламент плетется в хвосте событий и не поспевает за политическим караваном страны?
Главный инструмент влияния депутата на власть – депутатский запрос. Согласно закону на депутатские запросы обязаны отвечать все — и Правительство, и другие компетентные органы страны без исключения.
Но сегодня эти депутатские запросы потеряли былую влиятельность, народные избранники занимаются решением отдельных бытовых проблем и не поднимают крупные вопросы, важные для всей страны.
В нынешнее трудное время для страны необходимо с новой силой возродить парламентские дискуссии. Только тогда Правительство будет расторопнее, будет принимать правильные, нужные для народа решения. Разве нынешний Парламент способен на такой шаг?
Идем дальше. В мировой практике существуют парламентские институты расследований. Так, парламентские комиссии обсуждают и расследуют проблемы бюджетной коррупции. Когда казахский Парламент достигнет такого уровня?
Сегодня отдельные министры Парламент не воспринимают серьезно, и на общие заседания стали отправлять своих заместителей. В принципе, члены Правительства, министры, акимы областей, городов, приходя в Парламент, должны ощущать легкую дрожь в коленях.
Нужен ли Казахстану такой бессильный Парламент? Может быть лучше его распустить?
Источник: Abai.kz