В Казахстане поиски национального бренда привели к традиционной кухне. Однако споры об одной из главных ее составляющих — конине — не утихают. Основанием для них стали два самых распространенных мифа.
Как выяснилось, еще как едят. Больше всех — бельгийцы. Каждый из них съедает более 1 кг этого мяса в год. Среди любителей конины также итальянцы, голландцы, люксембуржцы, французы, финны и другие.
На сегодняшний день во Франции, особенно в южной части, некоторые породы лошадей специально выращивают для мясного производства. Визитной карточкой Камарги, провинции на юге Франции, к примеру, является фотография табунов лошадей, которые пасутся по грудь в воде. В меню нескольких модных ресторанов в Париже имеются блюда из конины: конское карпаччо (закуска из сырого мяса), гамбургеры с кониной и перепелиным яйцом, стейки из конины, сырое мясо конины, подаваемое с дикой клубникой и кремом из эстрагона.
Итальянцы едят в два раза больше конины, чем французы, и любят мясо молодых лошадей, тогда как французы предпочитают красное мясо более зрелых лошадей.
В Италии конина входит в рецепт традиционных спагетти с болонским соусом. Любимый многими немцами «Sauerbraten», или жаркое, также традиционно готовится из конины.
После громкого мясного скандала в ЕС весной 2013, когда многие производители мяса добавляли в свою продукцию конину, выдавая ее за говядину, монгольская закусочная «Khublai Khan» в Шотландском городе Глазго после добавления в меню гамбургера с кониной и «конских» чипсов пользуется ажиотажной популярностью.
По данным международной организации по защите животных «Humane Society International», в Европейском союзе каждый год на мясо забивается более 250 000 лошадей, почти половина из которых в Италии и Испании. Остальное количество забивают в Польше, Франции, Румынии, Германии, Ирландии, Бельгии, Великобритании, Нидерландах и Швеции. Более низкие уровни убоя лошадей отмечаются в Португалии, Финляндии, Дании, Словении, Австрии, Венгрии, Латвии и Чехии.
Данные по лошадям, забитым на мясо, в некоторых странах ЕС:
На самом деле содержать лошадей в Казахстане по сравнению со странами ЕС — значительно легче и дешевле. При этом не надо забывать, что качество мяса при стойловом содержании гораздо хуже, чем при пастбищном. Ввиду этого и себестоимость конины, и производство кобыльего молока ниже, что является выгодой для местных производителей данной продукции. Следует учитывать, что добавленная стоимость при экспорте в ЕС в значительной мере превысит прибыль от реализации на внутреннем рынке. Тем более, что продавать, судя по приведенной таблице, есть кому.
При этом, судя по следующей таблице, наша страна сможет в одиночку накормить половину Европы:
На сегодняшний день многие продукты казахской кухни неизвестны ЕС, т.е. 28 стран с населением более чем полмиллиарда людей пока не имеют возможности ознакомиться с традиционными казахстанскими продуктами. Они представлены ограниченными видами и экспортируются в очень малых объемах. Хотя каждый из них — сырое мясо, а именно конина, молочные продукты — кумыс, шубат, курт, иримшик, мясные изделия, а именно казы, продукты растительного происхождения — жайма, жент и талкан — могут стать национальным брендом.
Арапова Гульнар, директор департамента развития экспорта АО «KAZNEX INVEST»:
— Работа над раскруткой бренда по своим масштабам колоссальна и потребует не только активизации действий производителей в части организации производства, оснащения бойни для животных и других требований, но и изучения отрасли как таковой, ее потенциала. Также потребуется взаимодействие государственных органов, обеспечивающих безопасность продукции, путем отслеживания всех аспектов цепи изготовления пищевой продукции во взаимосвязи: начиная от первичного производства и заканчивая сбытом или передачей пищевого продукта потребителю. Предстоит большая рекламная компания, но эти и многие аспекты «раскрутки» казахстанской продукции и подразумевает на наш взгляд создание национального бренда. А с учетом мероприятий, подразумевающих реализацию 56 шага «Создание и реализация 3-4 экспортных брендов», традиционные казахстанские продукты, вырабатываемые из мяса и молока конины, традиционные продукты растительного происхождения, могут достойно представлять нашу страну на мировом рынке и стать одним из национальных казахстанских экспортных брендов.