Национальный фонд развития финансовых услуг выпустил «Официальное заявление относительно ослабления национальной валюты в связи с переходом к плавающему курсу».
Как считают в фонде, через юридические механизмы возможно запросто регулировать экономические процессы. В связи с этим предлагается провести ряд кардинальных реформ, способных «обеспечить искоренение проблем, которые не удавалось решить другими путями долгие годы».
«Проведенная программа легализации капитала за рубежом показала себя неэффективной и не привела к ожидаемому результату, — пишут аналитики фонда. — Это произошло в силу того, что, по действующему законодательству, легализованное имущество, полученное коррупционным способом, подлежит конфискации. Однако учитывая низкое доверие к следствию и правосудию в Казахстане, даже те лица, кто не совершал коррупционных нарушений, опасаются необоснованного привлечения к ответственности за какие-либо надуманные коррупционные нарушения и боятся потерять имущество в результате конфискации.
В этой связи необходимо проведение полной и безоговорочной легализации путем амнистии для всех лиц, без разделения на коррупционные и иные нарушения, а также
исключить законодательно возможность конфискации, что создаст благоприятные условия и стимулирует многих активно проходить процедуру легализации,
в результате чего будут возвращены огромные активы, которые так необходимы Казахстану».
«Необходима разработка простого и понятного законодательного механизма легального приобретения имущества за рубежом, с одновременным созданием специального государственного органа, который будет отслеживать все зарубежное имущество, в том числе как укрытое от легализации, так и приобретенное впоследствии в обход законодательных норм», — говорится в заявлении.
«Именно к такому вновь выявленному незадекларированному имуществу
необходимо будет отныне применять самые жесткие санкции, включая конфискацию и привлечение виновных к уголовной ответственности.
Такая мера позволит прекратить и не допустить отток капитала, ежегодный объем которого можно оценить в $6 млрд».
«Долларизация в Казахстане достигла таких масштабов, когда вопреки ст. 127 ГК РК граждане предпочитают де-факто совершать сделки с использованием не национальной, а иностранной валюты, что оказывает давление на резервы Национального банка, а также провоцирует резкую девальвацию тенге в случае негативной динамики цены на нефть.
Учитывая, что
кредитование населения является массовым источником происхождения свободных средств, запрет на выдачу займов в иностранной валюте является крайне необходимым.
Национальный фонд развития финансовых услуг считает необходимым рассмотреть возможность введения законодательной нормы о конфискации всех валютных ценностей, которые были выявлены при совершении сделок в обход действующего валютного законодательства. В том числе необходимо введение запрета на указание цен в иностранной валюте (условных единицах и т.д.) на товары и услуги, сделки с которыми фактически осуществляются в тенге».
«Необходимо внедрить механизм введения защитных инструментов в случае сильных колебаний курса национальной валюты любой из стран-участниц ЕАЭС. Сильное ослабление, более чем на 20% за год, национальной валюты удешевляет товары страны, вытесняя товары производителей союзных стран на их локальных рынках.
Национальный фонд развития финансовых услуг считает необходимым внести изменения в Договор ЕАЭС и норму об обязательстве каждой страны проводить стабильную валютную политику, в случае отсутствия которой остальные страны-участницы должны иметь право применять компенсационную пошлину, — считают в фонде.
«Около половины розничной торговли находится в «тени». Неоднократные попытки введения обязательного наличия POS-терминалов вызывали отрицание со стороны предпринимательского сообщества. Сроки неоднократно сдвигались. В результате теневой оборот вырос до размеров, угрожающих экономической безопасности страны.
Однако Национальный фонд развития финансовых услуг полагает, что
развитие безналичных платежей следует осуществлять стимулирующими, а не карательными мерами.
Так, достаточно внести в налоговое законодательство норму о возврате государством продавцу до 2% от стоимости товара, при условии, если оплата была совершена безналичным способом».
«1 июля 2015 года Национальный банк объявил о снижении доли «плохих» кредитов с 33% до 9,9%. Однако, 15% снижения объясняется операцией по слиянию БТА с Казкоммерцбанком, а оставшиеся 10% снижения объясняется активными действиям банков по выводу кредитов «за баланс», а также практикой формального оживления кредитов, когда банки «меняются» кредитами, в результате чего, кредит перестает быть «плохим».
Выходом в этой ситуации является только внесение изменений в налоговое законодательство, позволяющее банкам
единовременно списать проблемные займы, тем самым очистив портфели и начать реальные действия для кредитования как физических лиц, так и бизнеса».
«Хотелось бы отметить необходимость реализации уже неоднократно озвученной Центром макроэкономических исследований идеи о восполнении «девальвационных» потерь вкладчикам. Государство должно взять на себя обязательство, во-первых, единовременно возместить часть средств, фактически потерянных вкладчиками во время девальвации, при условии возвращения денег на депозиты, а также, во-вторых, законодательно закрепить такое возмещение в случае колебаний курса иностранной валюты.
Возвращение в результате таких мер притока средств на депозиты обеспечит закрытие «дыры» тенговой ликвидности на будущее, вернет доверие к банковской системе, а также станет серьезным шагом дедолларизации экономики», — заключают специалисты Национального фонда развития финансовых услуг.