Не так плоха Греция, как кажется многим европейским экономистам. За кризисом в южной части Европейского союза пока еще не видно приближающегося дефолта Португалии и Италии. Эти страны имеют все шансы повторить судьбу греков и поставить крест на существовании Евросоюза вообще.
В настоящее время ЕС объединяет 28 стран европейской части света, при этом население Союза составляет более 500 млн. человек, а экономика региона составляет 23% от объема мирового ВВП. Также ЕС занимает лидирующие позиции по объемам торговли с остальным миром, в том числе и с Казахстаном. На долю стран ЕС пришлось 44% от всего внешнеторгового объема Казахстана.
Реалии экономики Европы таковы, что ее рост демонстрирует сильное замедление, граничащее со спадом (по итогам 2014 г. реальный рост ВВП ЕС составил чуть более 1%), а цены так низки, что угроза дефляции стала головной болью для ЕЦБ. Отягощением ситуации является то, что все это происходит на фоне «отголосков» долгового кризиса европейских стран 2010-2011 гг. и дефолта Греции, который она допустила сегодня 1 июля 2015г. по обязательствам перед МВФ. 5 июля в Греции состоится реферундум, по итогам которого будет принято решение о дальнейшей судьбе Греции в ЕС. Если большинство граждан проголосует за то, чтобы греческое правительство не приняло условия МВФ и ЕС и объявило дефолт по долгам перед МВФ, то это спровоцирует дальнейший дефолт страны перед Европейским фондом финансовой стабильности, который привлекает средства напрямую из ЕЦБ посредством продажи ему своих облигаций. А это в свою очередь означает, что к проблеме низкого роста экономики и угрозы дефляции прибавится еще и кризис финансового сектора.
Отметим, что «прямыми участниками» долгового кризиса 2010-2011 гг. помимо Греции также были Ирландия, Португалия, Испания, Кипр, а Бельгия, Франция, Италия едва не попали в их число. Действительно, ситуация во всех этих странах после ряда действий ЕЦБ и властей самих стран стала улучшаться, и все забыли про них, сфокусировавшись лишь на загнанной в долговую яму Греции. Но если обратить более пристальное внимание на Португалию и Италию, то можно понять, что эти две страны могут стать «новой Грецией для ЕС».
Отношение долга центрального правительств к ВВП в Португалии и Италии вплотную приблизился к «красной зоне».
Отношение долга центрального правительства Италии и Португалии к их ВВП по итогам 2014 г. приблизилась к отметке 130%, что согласно Руководству МВФ по индикаторам финансовой устойчивости, является пороговым значением
для отношения госдолга к ВВП, после превышения которого у страны при наличии ухудшающихся показателей экономики существенно возрастает вероятность дефолта перед кредиторами. Для Греции пороговое значение было достигнуто и преодолено в 2009 г., и это происходило параллельно с большой безработицей (более 27%), «скатывающимся» ВВП и сильным сокращением потребления домашних хозяйств, госсектора, инвестций и внешней торговли. Как следствие, отношение долга к ВВП у Греции продолжило стремительный рост, и в настоящий момент мы являемся свидетелями того, к чему привело это не только Грецию, но и весь Евросоюз.
Также Португалия и Италия достигли серьезных пиков значения уровня безработицы: по итогам 2014 г. безработица в Италии была равна 12.9%, а в Португалии 13.4%.
Рост ВВП анализируемых стран как за последний год, так и в течение последних 5 лет показывает не лучшие значения в сравнении с прошлыми периодами. В течение с 2011 по 2013 гг. Португалия «выживала» лишь за счет роста чистого экспорта, тогда как потребление домашних хозяйств, инвестии, госрасходы только снижались из года в год. Лишь в 2014 г. потребительский спрос и валовое накопление, взвешенные на занимаемые доли в ВВП, выросли всего на 1.7% и 0.3% по отношению к предыдущему году, а чистый экспорт существенно снизился.
Рост ВВП Италии даже по прошествии периода мирового экономического кризиса и долгового кризиса не может набрать былых оборотов. С 2012 г. темпы роста экономики Италии демонстрируют лишь отрицательные значения, а его уровень по итогам 2014 г. был ниже уровня 2000 г. При этом в Италии значительно сократились потребление домашних хозяйств и валовое накопление, которые и в прошлом демонстрировали низкий рост.
Можно сделать вывод, что если даже ситуация с Грецией решится в лучшую сторону для Европы, то есть она останется в ее составе и будет дальше получать помощь МВФ и Европейского фонда финансовой стабильности при выполненни жестких требований данных кредиторов, новыми источниками угроз, касательно дефолта для интеграционного объединения, являются Португалия и Италия. Эти «бомбы замедленнего действия» обезвредить не сможет даже стартовавшая в январе 2015 года программа количественного смягчения ЕЦБ. Это связано с тем, что в рамках количественного смягчения ЕЦБ скупаются лишь облигации с высоким кредитным рейтингом (не ниже АА-), тогда как в настоящее время Standart & Poors присвоил кредитный рейтинг Италии ВВВ, а Португалии ВВ. При этом вероятность того, что первой в зону турбулентности попадет Португалия, выше, так как 70% ее долгов были профинансированы иностранными кредиторами, тогда как наибольшая часть государственного долга Италии проплачена отечественными кредиторами.
Жаныбек Айгазин, директор Центра исследований прикладной экономики.