Украинские предприниматели продолжают осваивать казахстанский рынок, считая его гораздо более перспективным, чем это может показаться на первый взгляд. Портал ubr.ua опубликовал рекомендации, как зайти на рынок Казахстана, сообщает LS.
«При населении всего 17 млн человек и огромных, практически не заселенных территориях, страна находится на 45-м месте в мире по ВВП на душу населения – $13 тыс. Заметим, что Украина в данном рейтинге занимает 56-е место при $3,8 тыс. ВВП на душу населения. Учитывая, что по технологическим, маркетинговым проектам, сервисным новинкам рынок Казахстана отстает от украинского на несколько лет, перспективы становятся еще более заманчивыми», — пишет издание.
Отмечается, что в казахстанском сегменте международного центра интернет-торговли Allbiz зарегистрировано более 65 тыс. компаний. С начала 2015 года через ресурс поступило более 130 тыс. заказов. Наиболее интересной украинцам представляется электронная коммерция. Портал приводит данные, согласно которым объем рынка е-торговли Казахстана в 2011 году оценивался в $230 млн, прогнозы на 2016 год достигают цифры в $1,2 млрд.
«При этом доля электронной коммерции в розничной торговле в 2012 году составляла всего 0,7%, а в 2016 году ожидается 2%. Шансов вовремя занять нишу у украинских предпринимателей довольно много», — констатируют в издании.
Вместе с тем, добавляют в ubr.ua, казахстанцы все чаще совершают покупки в национальных магазинах. Так, в 2012 году 90% онлайн-покупок совершалось в международных магазинах, уже в 2014 году на международную торговлю приходится 71%, а 29% покупок совершаются в национальных онлайн-магазинах.
«Но до заполнения рынка еще далеко», — полагают украинские специалисты. Самыми популярными онлайн-услугами и товарами в Казахстане называют покупку авиабилетов – средний чек $448, электронику – $274 и разные формы страхования – $118. Также популярны доставка цветов (средний чек $113), одежда (средний чек $100), продукты (средний чек $99) и книги (средний чек $93). Выгода интернет-магазинов в Казахстане, по мнению украинских предпринимателей, состоит и в отсутствии проблем с логистикой.
Издание отмечает беспошлинный порог на международные посылки в 1000 евро, значительно превышающий ставки в Украине (300 евро) и России (150 евро).
«Высокий беспошлинный порог позволяет украинским предпринимателям, работающим в потребительском сегменте, отправлять посылки с территории Украины и не тратиться на склад или офис в Казахстане. Хотя в данном случае стоимость доставки будет выше», — отмечается в публикации.
Выйти на рынок можно, открыв собственное представительство или дилерский канал. Для собственного представительства портал советует найти на месте хорошего директора, который соберет качественную команду. Регистрация компании происходит быстрее, чем в Украине. В случае с дилерским каналом следует беспокоиться о найме персонала, и в юридическом оформлении нет необходимости. Но потребуется больше координации с Украины – маркетинговая поддержка, проведение тренингов для персонала и более усиленный контроль над работой дилеров.
В издании отмечают, что оба варианта эффективно работают на практике. Открывая офис в Казахстане, украинским предпринимателям рекомендуют обратить внимание на внешние атрибуты – хорошее месторасположение и качественное помещение. Бизнесу, нацеленному на сотрудничество с государственными структурами и крупными экспортерами, советуют работать в Астане. Тем компаниям, которые ориентированы на работу с малым и средним бизнесом, лучше открывать офис в Алматы. Большинство казахстанских интернет-магазинов (порядка 85%) имеют офисы именно там. Вместе с тем в издании утверждают, что персонал в Украине более квалифицирован, чем в Казахстане.
«Если компания планирует аутсорсинг услуг (интернет-продвижение, маркетинг, коммуникации, технологическая сфера, продажи) в Казахстане, то не ожидайте получить такой же уровень сервиса, как в Украине. Достаточно большой спектр услуг можно реализовывать из Украины», — указывается в публикации.
Предпринимателей готовят и к большим расходам на персонал. В среднем зарплата казахстанского специалиста на 20-30% выше, чем украинского, а уровень компетенции — ниже. К примеру, если в Украине зарплата менеджера по продажам 5 тыс. грн, что составляет 60 тыс. тенге, то в Казахстане специалист той же квалификации будет получать не меньше 100 тыс. тенге. Дорогой персонал компенсируется меньшей налоговой нагрузкой как на зарплаты, так и на бизнес в целом. Налоги в Казахстане значительно ниже украинских. Пенсионные отчисления составляют 11%, подоходный налог 10-14%, налог на прибыль (корпоративный подоходный налог, который выплачивается также в случае дохода нерезидента) — от 10% до 20%, НДС (налог на добавленную стоимость) – 12%.
«В целом в Казахстане достаточно много незанятых ниш: от мелкого предпринимательства до технологичных стартапов, а электронная коммерция переживает этап бурного роста. С точки зрения взаимоотношений с государством, бизнес строить легче. Культурных преград, которые были бы непривычны для украинских предпринимателей, нет. Потребители еще не избалованы хорошим сервисом и широким выбором», — отмечает издание.