Каждый год ЕНТ становится поводом для суицида: в разных концах страны несчастные родители оплакивают своих детей, потерпевших неудачу на тестировании. Почему окончание школы стало для выпускников трагедией национального масштаба?
Вот отгремело и нынешнее ЕНТ. Уже председатель комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК Саят Нусупов на брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК успел отрапортовать о достигнутых успехах — средний балл на ЕНТ вырос на 2,6 пункта и составил 79,5 балла (в прошедшем году было 76,9).
По данным Нусупова, в общем ЕНТ прошло в 165 пунктах. Из закончивших школу 124 360 учащихся 87 783 изъявили желание участвовать на ЕНТ. Из подавших заявление приняли участие 82 865 выпускников, что составляет 94,4%.
— На 10 процентов увеличилось количество учащихся, подтвердивших «Алтын белгі». В этом году знак «Алтын белгі» будет вручен 2 205 выпускникам, что на 10 процентов больше, чем в прошлом году, — сказал чиновник.
Кажется, все в порядке – показатели растут, жизнь идет своим чередом. Но все ли так гладко, как хотят представить чиновники от образования, почему каждый год сдача ЕНТ ознаменовывается очередным, а то и несколькими суицидами. Не обошлось без ЧП и в этом году — выпускница школы «Жусансай» Ордабасинского района ЮКО Гульдана Орынтай покончила с собой на следующий день после ЕНТ. По словам учителей и родных, на ЕНТ она набрала лишь 73 балла, хотя на пробных тестах ее результаты достигали 90 баллов.
Другой выпускнице из ЮКО повезло больше — ее в тот же день родные буквально вынули из петли, когда она узнала свои результаты ЕНТ. 18-летняя Жансая набрала не самые плохие баллы. Родные говорят, что ее результат — 91 из 125. Однако выпускница, понявшая, что с такими баллами она не сможет воплотить в реальность свою мечту — стать врачом, ушла в сарай и повесилась на простыне. В предсмертной записке она написала, что «опозорила семью». Но дядя вовремя подоспел и вытащил племянницу из петли. Известно, что Жансаю воспитывают бабушка и дедушка. Теперь пожилые люди сутками дежурят возле реанимации.
А первый день сдачи ЕНТ был омрачен самоубийством выпускника из Акмолинской области.
— Трагедия имела место утром 2 июня 2015 года в поселке Жаныспай Есильского района Акмолинской области. Учащийся 11 класса Жаныспайской средней школы покончил жизнь самоубийством, — гласит сухое сообщение департамента внутренних дел Акмолинской области.
В Актобе уже третья старшеклассница региона наложила на себя руки. В своей предсмертной записке, которую опубликовала газета «Актобе Таймс», 18-летняя Лейла Шакулова написала:
— Не вините никого. Чувствую, что не сдам ЕНТ. На выпускной тратиться не хотелось бы. Без меня будет легче, и кредит брать не надо. А так – простите.
За месяц в Казахстане произошло пять случаев суицида старшеклассниц.
Почему ЕНТ стало камнем преткновения, неудача на которой для выпускников стал крахом всех планов, концом света? НПО Казахстана уже назвали ЕНТ главным фактором детских суицидов и главной причиной оттока за границу талантливых ребят, которые из-за боязни провалить отказываются от него, и едут поступать в ту же Россию.
Возможно, причина кроется в том, что ошибки ЕНТ никак нельзя исправить.
Формально, дети, получившие низкие баллы или не подтвердившие знания, необходимые для получения знака «Алтын белгі», могут подать на апелляцию. Но нынешние условия апелляции не оставляют выпускникам никакой возможности исправить роковую ошибку.
Как проходит день ЕНТ для выпускника? Подъем в 5 часов утра, чтобы к 6 часам собраться в школе и выехать в центр тестирования, где надо быть в 7 часов. И это только если вам повезло и вы живете в том населенном пункте, где находится центр проведения тестирования.
К 9 часам, началу тестирования, ребенок уже 4 часа на ногах — а это половина взрослого рабочего дня, когда даже взрослому человеку полагается один час отдыха,
а мы детей, доведенных до стрессового состояния, только заводим в зал для сдачи самого главного экзамена в их жизни.
При этом ребенок должен пройти обыск. И не дай бог вы потом будете не согласны с результатом тестирования — чиновники потребуют у ребенка вспомнить, где и какую ошибку он допустил, чтобы потом доказать, что вопрос был некорректным. Это разумно?
Здравомыслящий человек, наверное, понимает, что это не самая благоприятная ситуация для 18-летних мальчишек и девчонок с еще неуравновешенной психикой. Безусловно, единицы, у которых есть влиятельные «агашки» и «татешки» в любой ситуации докажут свою «правоту». Этим и объясняется мизерное количество учащихся, сумевших выиграть апелляции.
Как человек, имеющий педагогическое образование и стаж, я считаю, что на апелляции было бы правильно не мучить выпускника, вынуждая его вновь окунуться в пережитый стресс, заставляя вспомнить, где и какую ошибку он допустил, а дать ему новое тестовое задание по соответствующему предмету, чтобы выпускник в присутствии членов апелляционной комиссии имел возможность подтвердить свои знания. Ответил на новое задание — молодец, нет — не обессудь. Именно такое отношение было бы справедливым, успокоило бы выпускников и дало бы им возможность исправить роковую ошибку.
Однако в реальности чиновники от образования не спешат предоставлять им такую возможность. По словам руководителя Института равных прав и равных возможностей, детского психолога Маргариты Ускембаевой,
за 12 лет проведения ЕНТ государством не было проведено ни одного социологического, психологического исследования на предмет того, как ЕНТ влияет на детей, на их психику
Между тем, по сведениям Института равных прав и равных возможностей, Казахстан лидирует среди стран СНГ и Восточной Европы по количеству суицидов. Психологи настаивают, что главный фактор, ведущий к суицидам — ЕНТ.
— Хотя в министерстве образования открещивается от этого, но всё это пустые заявления, — отметила Маргарита Ускембаева.
В одном из своих выступлений секретарь Алматинского горкома КНПК и педагог Елнур Бейсенбаев возмутился до глубины души:
— Мы растим, воспитываем своих детей, чтоб они жили и трудились во благо страны, а выходит совсем наоборот. Из-за боязни провалить ЕНТ талантливейшие выпускники выбирают зарубежные вузы, где их с радостью принимают на гранты. Получается, они верят в наших детей, а мы — нет. Вот так теряем будущие ценные кадры.
В 2012 году Институт по равным правам и равным возможностям Казахстана провёл собственное исследование.
В феврале тестовая группа школьников написала тест на интеллектуальные способности и показала весьма высокий результат. Через полгода, в мае, на том же тесте результат упал наполовину — дети просто устали от изнурительной подготовки к ЕНТ и не смогли в полной мере показать свои возможности.
В конце мая представители минобразования заявляли, что причинами самоубийств детей в Казахстане является широкое обсуждение таких случаев в СМИ — мол, журналисты делают рекламу суициду. А по мнению чиновников министерства здравоохранения и социального развития, на факты суицида среди учащихся школ и колледжей республики влияют… «обмельчавшие» нравственные устои общества.
По мнению многих выпускников, нынешнее ЕНТ прошло именно под таким девизом.
— В школе нас в течение года убеждали не прибегать к помощи шпаргалок и других запрещенных предметов, заявляя, что в случае их обнаружения выпускник будет незамедлительно удален из аудитории. А на самом деле все было иначе. Рядом с нами сидели ребята, которые беззастенчиво использовали и сотки, и шпаргалки, — рассказал с досадой один из учащихся, когда вышел из пункта проведения тестирования.
А другой мальчишка со всем юношеским максимализмом выпалил:
— Взрослые говорят «мужик – сказал, мужик – сделал», а у нас министр образования (Аслан Саринжипов — ред.), как мужчина сказал, а как министр не сделал, это неправильно.
По мнению этих учеников, на ЕНТ не было равных возможностей, кто-то надеялся на себя, а кто-то все тупо скатал со шпаргалок.
Важно отметить — действующая система сдачи ЕНТ создает особые трудности для тех, кто учился отлично и претендует на получения знака «Алтын белгі». В процессе тестирования их с просьбой о помощи донимают менее подготовленные сверстники, и комиссии не в силах этому препятствовать. Претенденты на «Алтын белгі», с одной стороны, отвлекаются и не могут сосредоточиться на своих заданиях, а с другой — не могут отказать друзьям в стрессовой ситуации. В итоге многие не могут добрать одного-двух баллов до нужного результата.
И это не просто слова — два года назад ЕНТ сдавал сын наших семейных друзей. Мальчик, который учился только на отлично и на пробных тестах легко набиравший 120 баллов, недотянул до знака «Алтын белгі» двух баллов — все были шокированы, не могли понять в чем дело. Все стало на свое место, когда на следующий день к моим друзьям с благодарностями приехали родители двух одноклассников сына. Оказывается, мальчишка за три с половиной часа, отведенных на ЕНТ, практический выполнил три тестовых задания, при этом, по всем трем заданиям набрав более 100 баллов, но ему самому, набравшему 112 баллов, не хватило 2 баллов для подтверждения знака «Алтын белгі».
Как ни стараются организаторы, но они до сих пор не могут создать для экзаменуемых необходимые условия для работы. Иногда сами педагоги ведут себя не совсем правильно — поймав за руку очередного выпускника, использующего шпаргалку, они дают волю эмоциям, и на повышенных тонах начинают отчитывать его, чем мешают рядом сидящим нормально работать. При этом они почему-то «забывают» удалять нарушителя из аудитории.
Нельзя не отметить: в последние годы наблюдается тенденция улучшения результатов ЕНТ. Выросло количество учащихся, набравших более 100 баллов, преодолевших пороговый уровень. Однако, на мой взгляд, это не означает, что в наших школах действительно улучшилось качество знаний.
Просто чиновники от образования оптимизировали методы своей работы по улучшению рейтинговых показателей.
Борьбу за рейтинги руководители отделов образования, директора школ начинают еще за долго до ЕНТ — в начале нового учебного года. И в течение всего учебного года
директор, классные руководители, учителя отговаривают учащихся, имеющих посредственные знания, их родителей от сдачи ЕНТ. И это дает свои результаты – за последние пять лет количество выпускников, желающих сдавать ЕНТ, сократилось на 10 процентов.
Если в 2010 году 80 процентов выпускников изъявили желание сдавать ЕНТ, то в 2015-м — 70 процентов. В школах с русским языком обучения дела обстоят еще хуже – 43 процента выпускников отказались от сдачи ЕНТ. Доведет ли до добра гонка за показателями?
На фоне всего этого кошмара, который вынуждены переживать наши дети, невольно вспоминаешь свои школьные годы. С учетом всех недостатков, советская система образования имела неоспоримые преимущества. Во-первых, в те годы о суицидах мы не только не слышали, даже не знали такого слова. Любой ученик, получивший на государственных экзаменах оценку ниже своих возможностей, мог исправить это при поступлении в высшие учебные заведения. Кроме того, на экзаменах имел место человеческий фактор – учитель своими наводящими вопросами мог вывести экзаменуемого на правильный ответ, а на ЕНТ выпускник не имеет такой возможности, оставаясь один на один с тестовым заданием. При этом, такую возможность получал не каждый выпускник, а только те, кто имел твердые знания, но в силу обстоятельств растерялся. При этом ученик, отвечая на вопросы, мог логически размышлять, строить свой ответ, развивать свою речь, а на тестах этого нет. Так действительно ли нам нужно такое тестирование?