Одним из главных итогов прошедших в Казахстане досрочных президентских выборов стала высокая явка избирателей, которую уже назвали рекордной. Своим избирательным правом, по данным председателя ЦИК РК Владимира Фооса, воспользовались 95,11% граждан, без учета результатов явки на зарубежных избирательных участках. После первых восторженных отзывов и комментариев некоторых политологов, зазвучали и другие предположения о причинах столь высокой активности жителей страны.
Самая низкая явка избирателей была зарегистрирована в Алматы — 78,28%. Для города с традиционно протестным электоратом это, на самом деле, цифра огромная. Удивились многие. При этом, гражданское общество, о котором поспешили заявить некоторые политологи, ни при чем.
Сергей Акимов, политолог:
— Я, когда увидел вчера цифры по явке, был, мягко говоря, удивлен. У меня складывалось ощущение несколько иное. Явка по Алматы, мне показалось, существенно ниже. Причина — ни в коем случае не гражданское общество, а все-таки административный ресурс. В первую очередь это касается промышленных регионов.
Кроме того, свою положительную роль в явке сыграли негативные внешнеполитические события, прежде всего, фактор Украины: нам такого не надо, лучше я схожу проголосую, может, это хоть как-то поможет избежать негативных сценариев и процессов. Эти две причины были доминирующими.
Возможно, если бы был оппозиционный кандидат, выраженный, ситуация была бы иная. Возможно, он оттянул бы какие-то голоса избирателей на себя. Но поскольку такого кандидата не было, этого не произошло.
Валихан Тулешев, политолог:
— Конечно, здесь действовал административный ресурс. Я лично знаю, что администрации университетов, школ, других организаций требовали от своих коллег, от членов рабочего коллектива указать место голосования, участвовать, хотя это личное дело каждого человека. Несомненно, присутствовал административный ресурс.
Хотя на самом деле в обществе есть понимание того, что кроме Назарбаева никто не может осуществлять полноценно функции президента.
Президент Назарбаев не нуждается в дополнительной поддержке со стороны административного ресурса. Его роль и значение в Казахстане выходят далеко за пределы того ограниченного демократического дискурса, который мы развиваем сегодня. Он все-таки лидер нации, обычные демократические процедуры ему не подходят.
Такие цифры маловероятны и малоправдоподобны, но тем не менее, когда мы смотрим на других кандидатов… Люди не знают их вообще! В отсутствии политических дебатов, пропаганды взглядов кандидатов, поездок по регионам, по стране, трудно говорить о том, что тот или иной кандидат из себя представляет. Основная масса населения, безусловно, знает президента, знает его основные идеи, в административном порядке вполне возможно этот психологический элемент был усилен.
По Акмолинской области — 96,90%, по Актюбинской области — 96,36%, по Алматинской области — 98,48%, по Атырауской области — 97,75%, по ВКО — 97,47%, по Жамбылской области — 97,31%, по ЗКО — 96,51%, по Карагандинской области — 97,21%, по Кызылординской области — 97,52%, Костанайской области — 96,80%, Мангыстауской области — 95,36%, по Павлодарской — 96,35%, по СКО — 97,17%, по ЮКО — 97,78%, по г. Астана — 94,51%, по г. Алматы — 78,28%.