Вадим Полумисков делает детей давно и на высоком профессиональном уровне. Он — врач-репродуктолог, медицинский директор Центра ЭКО, который многим бездетным семьям подарил радость быть родителями. При этом он предупреждает и тех, кто вроде бы не бесплоден: следите за здоровьем, не злоупотребляйте техникой и пластиковой посудой!
— Вадим Евгеньевич, мы с вами знакомы 100 лет. Сколько вы сделали детей?
— В этом году нашему центру уже 20 лет. В начале пути мы скрупулезно считали. Но сейчас, я думаю, эта цифра перевалила за 10 000. И мы этому очень рады. Во всем мире таких детей, родившихся в рамках ВРТ-технологий, уже 4 500 000, . Мы в ряду тех, кто развивает эти технологии, дает возможность супружеским парам родить долгожданных детей.
— У нас много бесплодных семей?
— На сегодняшний день 15% супружеских пар не имеют возможности иметь детей. По статистике, более 200 000 семей. Я думаю, это неточные данные, потому что не все обращаются к регистрации своих проблем. Это достаточно большая цифра. И она с каждым годом растет.
— 5 лет назад государство ввело квотирование на услуги ЭКО. Какое количество квот сейчас?
— В этом году 650 квот.
— Очень маленькая цифра.
— Но она все равно значимая, потому что у многих семей нет возможности проделать процедуру. Она достаточна дорогая. Конечно, хочется, чтобы было, как во Франции, где 4 попытки делаются за счет государства. В Германии – 3 попытки. А в Израиле дают возможность родить двоих детей – неограниченное количество попыток.
— Сколько сейчас стоит процедура ЭКО?
— Это зависит от индивидуальной программы. От 500 000 до 800 000 тенге вместе с препаратами.
— Вот случай. Семья, оралманы, 15 лет не имела детей, сделала 5 попыток. И, наконец, появились дети.
— В этой семье родилось сразу трое детей.
— Вот вы говорили о дальнем зарубежье. А в СНГ мы на каком месте стоим?
— Наш центр открывал эту программу первым. Сегодня в Казахстане таких центров зарегистрировано 14. В этом году их будет 18. Какого-то рейтинга нет. Главное, что это востребовано. И доверие людей к врачам, лечащих бесплодие. Наша клиника в пятерке самых востребованных центров в СНГ.
— Есть несколько вопросов у людей, подумывающих об этой процедуре. Является ли заблуждением, что бесплодие – проблема только женщин?
— Глубокое заблуждение, потому что статистика последних лет показывает наличие бесплодного фактора со стороны мужчины более 50%. В последние десятилетия мы видим активно развивающуюся тенденцию к ухудшению фертильности у мужчин.
— С чем это связано?
— Причин очень много. Это связано с питанием, экологической ситуацией. Сейчас много продуктов, содержащих эстрогеноподобные веществ. Исследования выявили, что пластиковая посуда, в которой продают воду, содержит много эстрогена. Если мужчина будет пользоваться только водой из пластиковой посуды, он уже рискует ухудшить свою фертильность. Очень важный фактор – воздействие ионизирующей радиации, которая идет от гаджетов. Если человек с детства сидит возле компьютера, воздействие WI-FI — все это значительно ухудшает фертильность. А многие об этом даже не подозревают. У нас много телефонов, других источников воздействия радиации и электромагнитного излучения.
— Еще один миф: при бесплодии нужно обязательно делать ЭКО.
— Нет. Причины бесплодия разные. Могут быть проблемы эндокринной системы, анатомические причины. Многие проблемы бесплодия решаются хирургическим способом, нормализацией гормонального статуса, проведением стимуляций. ЭКО является только одним из разделов этих технологий. Поэтому и называется — вспомогательные репродуктивные технологии.
— Правда, что оплодотворение наступает со второй, третьей или, как у этой семьи, с пятой попытки?
— Нет. Мы проводили статистические исследования. Первая попытка бывает успешна в 60-70% случаев. Идеально — с первой попытки. Но, если не получилось, нельзя отчаиваться. Иногда это зависит от возраста человека, от перенесенных заболеваний. И даже от качества биологических материалов. Поэтому правильно подобранные схемы и алгоритм лечения позволяют добиться результата, возможно, со второй или третьей попытки. Но мы стараемся получить результат с первой процедуры. Так как психологи исследовали таких женщин и выяснили, что потеря при первой попытке сравнима с потерей близкого человека.
— Еще говорят, что при ЭКО беременность будет многоплодной. Вы специально подсаживаете несколько яйцеклеток?
— Такая тенденция была раньше. По итогам прошлого года мы подсаживали только 1-6 эмбрионов. Во многих случаях стремимся подсаживать только один эмбрион. И у нас многоплодие в этом году составило всего 7,6%. Мы гордимся этой цифрой. Для сравнения: английский потолок, к которому они стремились и декларировали, – это 10%, потому что при многоплодной беременности есть вероятность ее потери и преждевременных родов, а также осложнения во время родов – гестозы, кровотечения.
— Говорят, что ЭКО можно делать в любом возрасте?
— На сегодняшний день проведено огромное количество исследований во многих странах. Они показали, что критическим является возраст женщин – 45-46 лет. Для них — это ограничения по результативности программы, по клеткам, которые можно взять. Оказывается, структура яйцеклетки с годами приобретает свойства, при которых она не может имплантироваться, чтобы начать зачатие. К сожалению, сегодня пока нет возможности увеличить возраст женщин. Но есть другая альтернатива – использование донорских клеток. Вы же слышите об этих сенсациях – женщина родила в 58, в 60 лет. А в Индии женщина родила в 67 лет. Другой вопрос – нужно ли это делать? Кто же будет воспитывать этого ребенка?
— Есть ли противопоказания для ЭКО?
— Есть ряд противопоказаний, связанных с экстрагенитальной патологией. Также аномалии, опухоли, онкология. В таких случаях мы консультируемся со специалистами, которые тоже работают с этой семейной парой.
— И последнее: знаю, что у вас появилась какая-то уникальная лаборатория, которая способна на эмбриональном уровне выявить возможные генетические заболевания.
— Эта программа называется «прединкубационная генетическая диагностика». Благодаря этой методике, мы можем выявить до 70, по некоторым источникам, до 110% заболеваний, которые могу передаваться по наследству. Выявляя это на уровне неподсаженного эмбриона, мы можем убирать такие эмбрионы, которые могут привести к рождению больных детей. Программа очень бурно развивается в нашем центре. В прошлом году было проведено 140 протоколов такой диагностики. Мы получили результативность в 58%. Это очень высокий результат. Сейчас мы планируем программу тотального исследования всех хромосом. Для этого нужны большие инвестиции. Программа будет недешевая для пациентов. Но она будет обоснована для тех, у кого уже были предпосылки к генетическим заболеваниям. Главное, дать им здорового ребенка. А такой результат все оправдывает.
— Я желаю, чтобы правительство увеличило квоты и чтобы на свет появилось больше детей.