Наиболее благоприятной страной для иностранных инвестиций в Центральной Азии является Казахстан, говорится в докладе «Оценка политических рисков для зарубежных инвесторов в странах Центральной Азии» за 2014 год, подготовленном коммуникационным холдингом Minchenko Consulting, передает КазТАГ.
«По итогам 2014 года Казахстан сохраняет позицию лучшей для инвестиций страны Центральной Азии, а возможно, и среди всех постсоветских стран», — говорится в докладе.
В итоговый рейтинг включена сумма страновых оценок по 5 ключевым макрофакторам: внутренние риски устойчивости режима, внешние риски устойчивости режима, риски развития ведущей отрасли или отраслей экономики страны, степень либеральности законодательства для инвесторов, прозрачность и устойчивость правил игры для инвесторов.
У Казахстана 18 баллов. На 2-м месте по привлекательности стоит Туркменистан (33 балла), на 3-м месте Узбекистан (38 балла), на 4-м – Кыргызстан (39 баллов) и на последнем, 5-м месте, стоит Таджикистан (43 балла). Максимальному риску для инвестиций соответствует 50 баллов.
Отмечается, что Казахстан остается для других стран Центральной Азии ориентиром в плане обеспечения благоприятной среды для внешних инвесторов и одной из наиболее стабильных стран региона с точки зрения и внутренних рисков.
Кроме того, по сравнению с другими центральноазиатскими странами в Казахстане установился устойчивый баланс между различными внутриэлитными группами, выделяемыми, прежде всего, по финансово-промышленным группировкам, к которым они принадлежат.
Также в докладе отмечены внешние риски устойчивости режимов стран ЦА. Самый низкий риск у Казахстана с оценкой 4; самый высокий – в Таджикистане с оценкой 9 (максимальный риск – 10). Выделены ряд основных внешних рисков, общих для всех стран региона, которые возросли за последний год и нашли отражение в оценках. Однако все эти риски проявляются для конкретных стран в разной мере.
Так, тяжелая ситуация в Афганистане (обостряется фактором базирования центральноазиатских исламских экстремистов, транзитной наркоторговлей по «северному маршруту» и активизацией деятельности ИГ) является одним из внешних рисков для стран ЦА, однако для Казахстана этот риск смягчен дальней расположенностью от Афганистана, и в РК проблема исламского экстремизма менее остра, чем в других странах ЦА. Также к внешнему риску относится усиление «китайского крена» (возникает проблема компенсации растущей зависимости от КНР), в то время как для Казахстана сохраняются гарантии безопасности, данные Россией в рамках ОДКБ и рядом других великих держав в обмен на отказ от ядерного оружия.
Вместе с тем в странах ЦА наблюдается затрудненность многовекторной внешней политики в условиях конфронтации между Россией и Западом вокруг Украины. Однако Казахстану эффективная многовекторная политика до сих пор позволяла балансировать между великими державами, избегая конфликтов с ними.
По степени либеральности законодательства стран ЦА для инвесторов на первом месте стоит Казахстан с оценкой 3 (минимальная либеральность – оценка 10). Также к группе либеральных стран относится и Кыргызстан с оценкой 6. Таджикистан занимает промежуточную позицию, а Туркмения и Узбекистан регулируют отношения с инвесторами исключительно в «ручном режиме», причем в случае Узбекистана имеет место даже недоосвоение привлеченных средств.
Между тем аналитики отмечают, что за прошедший год политические риски вложений в Казахстан несколько возросли за счет ряда факторов, в частности падения цен на металлы, на энергоносители на мировых рынках; ожидания девальвации тенге, что привело к снижению кредитования реального сектора; небольшого снижение уровня добычи нефти; украинского политического кризиса, резко ухудшившего отношения Запада и ближайшего союзника Казахстана – России; экономического спада в странах-партнерах по евразийской интеграции.
«Для сохранения лидерских позиций Астаны особенно важное значение будут иметь: внешнеэкономическая конъюнктура (колебания цен на сырье, курсов валют, побочные эффекты санкций против РФ); эффективность антикризисных мер; стабилизация национальной валюты; создание единого рынка и продолжение евразийской экономической интеграции; успешное проведение внеочередных президентских выборов; успешное продолжение многовекторной внешней политики, ставшей визитной карточкой РК», — говорится в докладе.