В скандальном интервью российскому СМИ экс-менеджер Евразийского банка Татьяна Бурнакина рассказала о своих впечатлениях от жизни в Казахстане. И эти впечатления оказались не совсем позитивными. Мы задались вопросом: все ли россияне именно так думают о нашей стране? И задали такие же, как в интервью у Бурнакиной, вопросы директору PR-агентства «Инсайт-Медиа» Юрию Дорохову, «понаехавшему» к нам из Екатеринбурга.
— Где вы родились, учились, кем работали до переезда?
— У меня сложная биография. Родители военные. Часто переезжал с места на место. Родился в Воронеже, а жил под Архангельском, потом в Иркутске, Екатеринбурге. Сменил кучу профессий. Работал охранником, уличным продавцом, риэлтором, преподавал политологию, социологию, писал на заказ дипломы для богатых лоботрясов. Даже по специальности успел поработать – некоторое время преподавал на историческом факультете родного Иркутского госуниверситета. В общем, у меня репутация человека, легкого на подъем. Поэтому, наверное, мне и предложили поехать на работу в Казахстан. Мой бывший шеф, главред журнала «Эксперт-Урал» так и сказал: «В Алма-Ате открыта вакансия шеф-редактора журнала. Ты же у нас перекати-поле. Поедешь?» Я и поехал. К этому времени у меня уже был неплохой опыт работы журналистом в деловых СМИ, в том числе на руководящих позициях. Так что была надежда, что, порулив журналом, да еще за рубежом, приобрету бесценный опыт, который поможет в дальнейшей карьере. В то же самое время мне предлагали переехать на работу в Москву, но я не очень люблю этот город. Так что выбрал неизвестный мне Алматы. В дальнейшем карьера сложилась не совсем так, как я думал, но я ни разу не пожалел о том решении.
— Нужно ли готовиться к переезду? Или импульсивное решение — единственный способ уехать с вероятностью 100%? Как было в вашем случае?
— Переезд – это большой стресс. Как человек с опытом переезда, я понимал это очень хорошо. Поэтому, прежде чем уехать из Екатеринбурга в Алматы, я думал несколько месяцев. Наводил справки, советовался. Конечно, было страшно, но это был вызов – работа в неизвестной мне стране, решение совершенно новых задач.
— Переезд за рубеж в вашем случае — это уехать туда (в Казахстан)? Или уехать отсюда (из России)? Почему именно эта страна?
— Однозначно «туда». Пока мне не предложили работу в Алматы, я и не думал уезжать из России. Как говорил историк Михаил Гефтер, Россия – это мир миров. Очень разные природные ландшафты и люди тоже разные. Изучать можно бесконечно. Да и просто – родина. Уехал же за новым опытом, просто потому, что сделали интересное предложение именно в Казахстане. Думаю, предложили бы аналогичную позицию в Украине – тоже поехал бы тогда.
Думал, что уезжаю не более чем на год. Но сначала выяснилось, что года мне не хватает, чтобы решить поставленные задачи. Потом оказалось, что тут замечательные горы, и я увлекся восхождениями. Потом грянул кризис, и найти новую работу дома стало сложно (а тут работа была). А к тому времени как дома все более-менее наладилось, я уже обжился. Появились друзья. Родился сын-алматинец. В общем, неожиданно для себя обрел новый дом.
Кстати, замечу, что Казахстан – это тоже несколько миров, довольно сильно отличающихся друг от друга. Различия не только этнические, но и географические. Иногда кажется, что если взять трех шымкентцев – казаха, немца и русского – они будут больше похожи по менталитету друг на друга, чем на своих же соплеменников из Усть-Каменогорска или Орала.
— Пять самых больших различий России и вашей новой страны.
— Поскольку Казахстан очень разный и Россия очень разная, я сравню Урало-Сибирский регион, где я в основном жил, и Жетысу.
1. Люди тут добродушнее, тактичнее, вежливее, терпимее к окружающим. Это приятно, хотя это оборачивается меньшей искренностью – подчас скрывают свои настоящие чувства, чтобы не обидеть собеседника или не спровоцировать открытый конфликт. Сюда же можно отнести нелюбовь к слову «нет» — часто не отказывают прямо, а пытаются намекнуть на это. В этом плане северные казахстанцы и карагандинцы гораздо ближе по характеру к сибирякам.
Казахстанцы в целом, а алматинцы особенно, очень серьезно относятся к самим себе. Приходится проявлять непривычную для россиянина тактичность в общении.
Там, где с сибиряком я давно поругался бы вдрызг, а потом помирился, с алматинцем приходится выяснять отношения путем долгих переговоров.
Впрочем, в последние годы мои знакомые становятся откровеннее – возможно, это следствие повального увлечения социальными сетями.
2. Тут меньше пьют. Это очень хорошо.
3. Здесь люди меньше вовлечены в политику, в общественную жизнь. Больше времени и внимания уделяют личному миру – семье и огромной куче родственников. Не знаю, хорошо это или плохо. Наверное, хорошо.
4. Жители юга Казахстана (в том числе алматинцы) очень ценят радости жизни. Поэтому тут плохо работают откровенно командные методы управления. «Я сказал, сделай!» — тут не прокатит. Человеку надо объяснить, почему нужно сделать именно так, почему так разумнее и прикольнее. А если просто давить, то пошлет подальше и пойдет себе радоваться жизни. В итоге на объяснения тратится больше времени, зато потом оно экономится – люди лучше врубаются в свое дело.
5. По сравнению с сибирским климатом здесь просто рай.
— Вы чувствуете себя чужим в новой стране?
— Уже нет. Иногда приходится напоминать себе, что я неместный.
— Трудно ли найти работу/жилье?
— Мне – нетрудно. Я умею работать, рынок труда в моем сегменте не сказать, чтобы был переполнен. Мне давно уже не переплачивают за мой красный паспорт, но того, как оценивают мой труд, мне хватает. Жилье недешевое, конечно, но особых затруднений я тоже не испытываю.
— Уезжая из России, с чем/кем было тяжелее всего расставаться?
— С людьми. Переезд – это потеря многих друзей. На расстоянии выясняется, что со многими людьми, которых ты считал близкими, на самом деле тебя ничего не связывает. Зато наоборот – какие-то шапочные знакомства перерастают в многолетнюю дружбу.
Поначалу очень не хватало уральской зимы. Охватывала ностальгия по настоящим морозам и вьюгам. Как-то, спустя два года после переезда, в марте, поехал по делам в Екатеринбург. Тут ходил уже в легкой куртке. Приезжаю – там сугробы и метель. Ностальгия прошла часа за полтора и больше не возвращалась.
— Экономика вашей жизни в новой стране: больше/меньше зарплата, больше/меньше траты. Стало легче жить в плане денег? Если не сложно — расскажите поподробнее о средних месячных расходах (транспорт, жильё, еда, медицина, развлечения и т.д.).
— Трачу я сейчас заметно больше, чем семь лет назад дома. Это связано и с общим уровнем цен, который в Алматы повыше, чем в России, и с тем, что у меня родился второй сын. Дети растут, потребности тоже – возрастают и траты. Только на частный садик и школу уходит почти 100 000 тенге в месяц. Плюс съем квартиры (хотя в России тоже жил в съемном жилье, так что принципиальной разницы нет).
После того, как ушел в собственный проект, увеличились расходы на транспорт. Я не автолюбитель. Летом выручает велосипед, а вот зимой часто приходится ездить на такси (на автобусах ну никак не успеть). Это, пожалуй, единственная статья расходов, которая меня серьезно нервирует. Так что в последнее время задумываюсь о машине, но пока руки не доходят. А в остальном мои потребности не слишком велики – пью мало, тусуюсь нечасто. Развлечения тоже предпочитаю бюджетные – походы в горы.
— Сколько вы уже живете в Казахстане? Были ли мысли вернуться в Россию?
— Семь лет. Мысли вернуться были один раз. Во время кризиса (не нынешнего, предыдущего) пришлось по экономическим соображениям менять работу – стали сильно задерживать зарплату. В тот момент я рассматривал предложения из России, но в основном они были связаны с Москвой, а я не очень люблю этот город. В конце концов, мне сделали предложение в одной из местных компаний, и я с удовольствием на него согласился. С тех пор больше мыслей о возвращении пока не возникало.