Максат Усенов понемногу становится героем нашего времени. В ноябре он опять совершил аварию, протаранив машину на встречной полосе. По свидетельству очевидцев, он был в состоянии алкогольного опьянения. Эта авария вызвала волну возмущения в общественном мнении Казахстана. Человек, который совершил наезд со смертельным исходом, избежал наказания в связи со статьей о примирении сторон. Его, правда, лишили прав, но это не помешало ему оказаться за рулем нового «Мерседеса» уже в ноябре этого года.
Наверное, редко можно встретить в наше время человека, который вызывал бы столь однозначную оценку у общественности. Кроме разве что наших студентов из Бостона, которые выкинули вещи террориста Царнаева. Общим для всех них является принадлежность ко второму поколению казахстанской буржуазии, которая сделала себе состояние в эпоху бурного становления капитализма в Казахстане.
Несомненно, что и бостонские студенты и Усенов – это то, что оказалось на поверхности, своего рода — верхушка айсберга. Внизу же находится большая прослойка повзрослевших детей буржуазного сословия, которые выросли с «золотой ложкой во рту». Хотя вопрос, конечно, не в этом. Их родители в большинстве своем относятся к самой энергичной группе населения. Они смогли состояться в довольно непростых условиях. Многие из тех, кто начинал вместе с ними, не дошли до их нынешнего положения.
Но непроизвольно многие из них попытались избавить своих детей от всех тягот, от необходимости продираться сквозь тяжелые условия жизни. Но фактически они избавили их от необходимости формироваться как личность, готовиться к самостоятельной жизни. В результате появилось целое поколение, которое не напоминает своих родителей. Если те в какой-то мере являются волками, готовыми к любым битвам и лишениям, то их дети скорее остаются избалованными повзрослевшими щенками.
Усенов – это гротескный портрет данного поколения детей богатых родителей. Молодой человек с явным лишним весом совсем не похож на своего отца Кажымурата, который выглядит весьма жестким. Это как будто портреты двух разных людей. Вернее, это портреты двух разных поколений богатого сословия Казахстана – одного сильного и уверенного в себе, другого слабого и капризного, этакого большого ребенка, который до сих пор играет игрушками. Просто игрушки стали больше и дороже. Ребенок вырос, стал выпивать, но все так же он совершенно не отвечает ни за что, как тогда в детстве, когда разбил первый игрушечный автомобиль. Даже самый сильный отец ничего не может сделать с таким сыном, хотя наверняка ему стыдно. Причем, скорее всего, не за то, что натворил его сын, здесь он его будет защищать по понятным причинам. Ему стыдно по казахским традициям, стыдно, что сын его позорит перед всем Казахстаном.
Что он может сделать в такой ситуации? Отобрать машину, посадить под замок, отправить в английскую закрытую школу с военной дисциплиной и телесными наказаниями, отправить в аул? Набор возможных мер весьма ограничен, у него уже вырос взрослый оболтус. Он пытался устроить его на работу на государственную службу, но зачем это человеку, у которого нет проблем с деньгами, и который ездит на работу на новом «Мерседесе».
Когда-то в классической казахской легенде говорилось про сон Аблай-хана, где из брюха убитого ханом тигра выскочил волк, из волка лиса, а из лисы черви, муравьи, раки и лягушки. В связи с этим Бухар-жырау сказал Аблаю, «сын у тебя будет тигром, внуки — волками, правнуки — лисами, будут изворачиваться, а дальше пойдет мелочь. Измельчает твой род и рассыплется по земле». В случае с Усеновыми от волка до условно упитанного хомяка оказался только один шаг.
Султан Акимбеков, директор Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан.
Статья любезно предоставлена журналом «Центр Азии».