Самым важным событием внутри страны в последние месяцы ушедшего года стало заседание руководства правящей партии «Нур Отан», на котором президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с посланием к народу. Само по себе это было весьма необычно: традиционно послания делаются в начале года. Однако еще большей интригой стала главная тема послания – новая экономическая политика «Нурлы жол».
Собственно, определение «новая экономическая политика» в контексте увеличения государственных расходов на инфраструктурные проекты в условиях кризиса имеет прямую аналогию с новой экономической политикой президента США Франклина Рузвельта. Именно она в начале тридцатых годов XX века во многом обеспечила выход США из Великой депрессии. Тогда государство выделило значительные средства на дорожное строительство. Тогда это имело двойной эффект. С одной стороны, привело к оживлению деловой активности в США. С другой – обеспечило занятость для сотен тысяч безработных.
Теоретически новая экономическая политика Рузвельта опиралась на идеи американского экономиста Джона Кейнса. В самом общем смысле он утверждал, что увеличение государственных расходов приводит к росту национального продукта, и соответственно снижение государственных расходов ведет к его снижению. Согласно Кейнсу, важно также, что госрасходы имеют мультипликативный эффект. То есть новые расходы формируют дополнительный спрос, который стимулирует развитие рынка.
В то же время Кейнс считал, что увеличение госрасходов должно происходить не за счет роста налогов, а за счет роста бюджетного дефицита.
Это очень важное обстоятельство. Фактически речь идет о дополнительном предложении денежных средств со стороны государства. Потому что Кейнс не исключал и возможности выпуска новых денег в экономику. Собственно, именно это мы и наблюдаем в западном мире, где процентная ставка рефинансирования центральных банков сегодня практически равна нулю. То есть государство предоставляет дополнительные деньги экономике в больших количествах. Но здесь очень важно, что эти деньги не ведут к инфляции. После кризиса 2008–2009 годов многие завалы в банковском секторе были расчищены, экономическая система способна освоить дополнительные объемы денежного предложения.
Здесь стоит отметить, что хотя идеи Кейнса и кейнсианцев всегда были весьма популярны на постсоветском пространстве, но их редко используют на практике. Потому что главной проблемой для любых правительств здесь после 1990 года является угроза инфляции. Поэтому обычно все придерживаются принципов монетарной политики, когда государственные расходы строго определяются доходами.
Весьма характерны в этой связи действия правительств Сергея Терещенко в Казахстане и Виктора Черномырдина в России в первой половине 1990-х годов. Тогда деньги предоставлялись в больших объемах, но проекты зачастую не реализовывались, инфляция была значительной. Отсюда «черные вторники» и прочие кризисы, а также обесценивание национальной валюты. Можно было ничего не делать, просто ждать, когда ваш кредит обесценится. Поэтому главная конкурентная борьба велась за доступ к кредитам.
Уроки того времени заключались в том, чтобы не допускать дестабилизации финансовой системы, бороться с инфляцией. Поэтому, например, в России в нынешних трудных условиях экономическим блоком правительства продолжают управлять либеральные экономисты – монетаристы.
Чтобы найти способ неинфляционного инвестирования экономики, надо серьезно постараться.
В этом смысле новая экономическая политика, предложенная президентом Казахстана, отличается тем, что, во-первых, она ориентирована на инфраструктурное строительство. Такое строительство несет меньше рисков инфляции. Особенно если осуществлять контроль за расходом средств. Здесь важно отметить, что последний проект масштабного дорожного строительства – автодороги Западный Китай – Западная Европа, находится в весьма разумной ценовой категории. 2700 километров пути по Казахстану по цене около 8 млрд долларов. Получается около трех миллионов долларов за километр. Это важное преимущество, потому что мы знаем прецеденты, когда все это стоит гораздо больше.
Во-вторых, деньги выделяются из Национального фонда, что вполне логично. Потому что в свое время деньги в данном фонде собирали в том числе для того, чтобы нейтрализовать эффект от притока большого количества нефтяных долларов в страну. В связи с тем что большой объем валюты от проданной нефти способствовал бы укреплению тенге. Сегодня очевидно, что денег в экономику в связи с падением цен на нефть придет существенно меньше. Поэтому, похоже, настало время, для того чтобы использовать накопленные средства внутри страны.
Очень важно, что в послании президента было продемонстрировано, что государство имеет четкое представление о ситуации в мировых экономике и геополитике и тех рисках, которые с этим связаны.
Собственно, мы находимся в очень интересной ситуации, когда можно попытаться сделать шаг в развитии страны и не следовать логике мировых кризисов. Потому что строительство инфраструктуры, и в первую очередь дорог, – это инвестиции в перспективу.
Во-первых, Казахстан может и должен стать транзитным центром между Западом и Востоком и Севером и Югом. Нефть может закончиться, транзитный потенциал останется. Всегда в истории именно торговые республики были более развиты и богаты, несмотря на конъюнктуру сырьевых товаров.
Во-вторых, согласно посланию дороги будут строиться через Астану. Таким образом, столица станет транспортным центром, где пересекаются все основные маршруты. Административный центр страны – это, конечно, большой плюс для развития города, но пересечение торговых путей – это, может быть, еще более сильный фактор, который на многие десятилетия укрепит статус города и его центральное положение не только в Казахстане, но и в регионе в целом.
В-третьих, строительство может позволить создать рабочие места для граждан Казахстана. При этом строительство не требует особенно сложной квалификации, тут нет ничего такого, чему нельзя было бы научить. Здесь есть только один момент. Если мы предоставим строительство дорог иностранным компаниям, у нас традиционно работает много таких компаний в дорожном строительстве, это заметно девальвирует эффект. В тех же США в 1930-х годах смысл нового экономического курса заключался в том, чтобы занять безработных. Поэтому государство финансировало и вело строительство объектов инфраструктуры, но при этом предоставляло подряды местным частным компаниям.
Например, специальным законом была создана известная государственная корпорация «Администрация долины реки Теннеси». Во главе ее стоял совет из трех человек, назначаемых президентом. Совет находился под контролем сената США. О крупных расходах необходимо было сообщать конгрессу США. В общем, сложная система контроля. Но в любом случае, как бы то ни было, новая экономическая политика – это, безусловно, шаг вперед. Особенно на фоне сложной ситуации вокруг нас.
Однако надо отметить, что это было бы невозможно без тех реформ, которые были проведены в 1990-х годах. Именно сегодня очевидно, что у государства значительно меньше сложных вопросов, чем у многих наших соседей, и оно может позволить себе идти дальше.
Султан Акимбеков, директор Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан.
Статья любезно предоставлена журналом «Центр Азии».