«Ушедший год стал переходным для евразийской интеграции и для ее флагманского проекта — Евразийского экономического союза. То, что начиналось как простой Таможенный союз, в начале 2014 г. было преобразовано в единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России, а теперь и Армении. Вскоре к нему присоединится Кыргызстан. В некотором смысле прошедший год стал триумфальным. Расширение основано на волне чистого энтузиазма по поводу нового союзного объединения. Российская экономика входит в штопор кризиса и прогнозы на 2015 год неутешительны. Все больше периферийные области нового союза начинают понимать, что завязли в тонущей России.
Предшественник нового объединения некоторых постсоветских стран, Евразийский таможенный союз существовал в четких границах бывшего СССР и следовал некоторым письменным договоренностям и принципам еще той эпохи. Потом стали появляться новые таможенные правила и тарифы между Беларусью, Казахстаном и Россией. На работу было принято большое количество государственных служащих, которые стали создавать общую законодательную базу для всех отраслей жизни — от финансов до телекоммуникаций и агропромышленного комплекса. Капиталы, товары и труд должны были свободно обращаться на объединенных территориях этих стран и будущее представлялось все более блистательным, во многом благодаря политической воле трех лидеров.
Но политическая приверженность стран друг другу сгорела в огне украинского кризиса. Причиной того, что на Украине вспыхнула революция, стал отказ президента Януковича от заключения торгового соглашения с ЕС и его курс на присоединение к Таможенному союзу. Протесты и бегство Януковича похоронили надежду на то, что Украина предложит свой, более чем существенный, экономический потенциал Таможенному союзу. Последующая аннексия Крыма и вторжение в Восточную Украину запугали Беларусь и Казахстан, в которых есть большие группы русского населения.
Вместо преодоления противоречий, появившихся в связи с кризисом на Украине, Россия наотмашь и без оглядки на партнеров стала вставать в позу, отвечая санкциями на санкции Запада и запрещая импорт некоторых пищевых товаров. При этом Беларусь и Казахстан санкции вводить не стали. За последнее время Беларусь и Россия обменялись выпадами по принципу «баш на баш» — Россия изыскала способы надавить на ре-экспорт запрещенных европейских товаров из Беларуси в Россию, за что Беларусь отомстила замедлением российского экспорта до практически нулевой отметки. При этом Россия максимально подстегивает сближение с Арменией и Кыргызстаном, двумя маргинальными экономиками, которые ничего, кроме выполнения функции статистов на фотосессии, союзу предложить не могут, а у Армении еще и нет общей границы с территорией союза.
Нурсултан Назарбаев, самый искренний проповедник интеграционного проекта, сопротивлялся расширению в связи с опасениями, что присоединение вышеуказанных двух стран, находящихся в патронарно-клиентальном подчинении у России, размоет влияние самого Казахстана. Весной и летом 2014 года Казахстан пытался отсрочить включение Армении на тех основаниях, что Армения могла бы присоединиться, но только без непризнанного Нагорного Карабаха — эта территория юридически все еще принадлежит Азербайджану. Назарбаев считал, что Армения никогда не согласится установить таможенный контроль на своей границе с Нагорным Карабахом, но в процессе переговоров Армения эту территорию из союза исключила. Но при этом всего через несколько дней после подписания присоединения Армении к ЕАЭС один из ее официальных представителей заявил, что граница с Нагорным Карабахом останется открытой. Другими словами, практически с самого момента подписания Армения заявила, что нерушимость границ, один из корневых принципов союза, не имел никакого значения. Но патроны Армении в Москве пока никак не отреагировали.
Тем временем Кыргызстан остается слабым государством, которое, тем не менее, выигрывает от своего положения члена Всемирной торговой организации. На руку ему и общая граница с Китаем. Секрет Полишинеля состоит в том, что товары, поступающие в эту страну из Китая, подчиняются тарифам, подсчитываемым по единой ставке за тонну (т.е. за тонну компьютеров импортер платит столько же, сколько и за тонну подсолнечного жмыха), что нарушает положения договора о вступлении в ВТО. Полное соответствие требованиям cоюза потребовало бы от Кыргызстана установить более высокие тарифы на китайский товар, но у правительства этой страны нет ни силы, ни политической воли так поступить. Недавнее заявление представителей кыргызской таможенной службы гласит, что новые тарифы на товары из Китая появятся после завершения присоединения.
У Кыргызстана также нет способности обеспечить соответствие мясной и молочной продукции стандартам ЕАЭС. Несмотря на то что Россия предложила сотни миллионов долларов на переходный период и, как кажется, готова закрыть глаза на некоторое отставание в части стандартов у своего младшего партнера, Казахстан контролирует границы Кыргызстана с союзом и может легко использовать более жесткие интерпретации правил, чтобы отучить Кыргызстан отправлять товар в Россию. Казахстанские отечественные производители весь год «бодались» с Россией по поводу импортных ограничений и не похоже, что они станут конкурентами киргизов на юге.
Таким образом, Армения и Кыргызстан стали теми желанными статистами для успешной фотосессии самой России. Но то, что начиналось, как интеграционный проект трех равноправных партнеров, превратилось в ярмарку тщеславия России.
В то время как в долгосрочной перспективе новое союзное объединение представляется как организм с нарастающей дисфункцией, краткосрочная экономическая перспектива в регионах устрашающа. В 2015 году ожидается падение российской экономики в рецессию и откровенный финансовый кризис. Круги от этого разбегутся по регионам. Экономически и психологически региональные валюты привязаны к рублю. Уже в 2014 году кыргызстанский Нацбанк продал 464 миллиона долларов США, или примерно 6,5% от ВВП, чтобы защитить сом, который все же потерял 17% от своей стоимости в привязке в доллару США. Нацбанк Кыргызстана уже пригрозил прикрыть все обменные пункты, чтобы остановить валютные спекуляции.
В Казахстане кто-то, но не Национальный банк, потратил миллиарды долларов, чтобы защитить тенге, который девальвировался на 19% за один день февраля 2014 г.
При этом аналитики, как внутри, так и за пределами Казахстана говорят о неизбежности второй девальвации. Правительство Казахстана объявило о мерах по сокращению оборота долларов США и увеличению использования тенге, включая ограничения на обмен инвалюты и поощрения за перевод депозитов в тенге. Беларусь установила 30-процентный дополнительный налог на все транзакции с валютой, чтобы обуздать рост покупок за доллары США и панику в связи с обвалом рубля, а 27 декабря Лукашенко вообще уволил премьер-министра и главу Центробанка.
Ослабление рубля значит, что миллионы мигрантов и гастарбайтеров из Кавказа и Центральной Азии в России шлют домой все меньше и меньше долларов США, в то время как периферийные экспортеры союза находят все более и более дорогим продавать свои товары России. Даже открытие российского рынка пищевых продуктов после ввода контр-санкций против Запада не утешает, поскольку слабый рубль значит, что производители на перифериях утеряют конкурентоспособность или не смогут заработать. Несмотря на то что у наблюдателей в Центральной Азии модно рассуждать на темы растущего влияния Китая на бывшие советские территории в Центральной Азии, неуглеводородный экспорт из данного региона все еще уходит строго на север, а денежные переводы идут строго с севера на юг. То есть, если Россия будет на дне в 2015 году, там же будут Кавказ и Центральная Азия.
Для политиков Запада хорошие новости состоят в том, что санкции работают. Экономика России на деле оказалась гораздо более хрупкой, нежели президент Путин представлял себе ранее. Евразийский экономический союз мертв во всем, кроме своего наименования. Он будет выживать в качестве еще одного постсоветского многостороннего объединения, озаряемого саммитами глав государств, но без реального прогресса в сторону заявленных целей. «Кульбиты» нового союза говорят об утере Россией своего влияния. Россия могла контролировать слабые государства, как Армения и Кыргызстан, но ее способность распространять влияние за пределы привычной ойкумены значительно сократилась. Если целью санкций было провести четкую линию там, где требовалось доказать, что нельзя в Европе захватывать территории посредством войны, то такое послание отправлено было.
А плохие новости также заключаются в том, что санкции как раз работают. Экономически-фискальный кризис, который начнется в России и распространится на весь бывший СССР, только усилит рост национализма, сепаратизма и военного авантюризма, причем не только в России и на ее границах, но и во всех перифериях бывшего СССР. Когда этот процесс наберет обороты, ни Запад, ни Китай не смогут и не захотят его обуздать. Сегодня существует срочная необходимость готовиться к финансово-экономическому кризису на территориях бывшего СССР в 2015 году. Западным политикам следует поразмыслить о последствиях от этого для Украины».
Нейтан Шченккан, программный офицер организации Freedom House по Кавказу и Центральной Азии для Журнала Foreign Affairs