Депутаты сената парламента РК на пленарном заседании в пятницу приняли решение вернуть проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам недропользования» в мажилис со своими поправками, передает КазТАГ.
«Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования» был детально рассмотрен на расширенном заседании комитета. В ходе рассмотрения законопроекта на заседании сената возникла необходимость о внесении изменений и дополнений в закон, одобренный мажилисом. Все принятые поправки составляют 5 позиций», — сказал депутат сената Ерлан Нигматулин.
«Если говорить о поправках, то это следующие поправки: во-первых, вносится поправка в статью 44 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан в части понятия «административный штраф». Во-вторых, определены виды экспертиз, которые являются основой проведения экспертиз по недропользованию. В-третьих, конкретизированы функции центральных и исполнительных органов в данной сфере. Кроме того, внесены две поправки по юридической технике», — добавил он.
В частности, как отмечается в заключении профильного комитета сената, внесено изменение в подпункт 3 пункта 2 статьи 1 законопроекта (пункты 1 и 2 статьи 218 Экологического основания проведения операций по недропользованию.
«Из компетенции уполномоченного органа в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности исключены функции по разработке и утверждению актов, касающихся форм обязательной ведомственной отчетности, проверочных листов, критериев оценки степени риска, полугодовых планов проведения проверок, поскольку вышеуказанные нормативные акты будут утверждаться совместными приказами уполномоченного органа по предпринимательству и регулирующих органов», — указывается в заключении.
Законопроект дополнен новым пунктом 4, в соответствии с которым вносится изменение в новую редакцию Кодекса РК об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года в целях исключения сложностей в правоприменительной практике по определению момента исчисления адмштрафа за совершенное правонарушение.
Кроме того, внесено изменение редакционного характера в подпункт 42 пункта 4 статьи 1 законопроекта, приводящее его в соответствие с нормами действующего законодательства РК.
«Законопроект направлен на снятие барьеров в работе недропользователей, совершенствование отраслевой правовой базы, улучшение инвестиционного климата и привлечение в отрасль иностранных инвестиций. Стабильность долгосрочных поставок сырья, предсказуемость политики, простота и прозрачность процедур является основными требованиями времени. Во время подготовки закона мы взяли за пример австралийскую модель закона», — сказал министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев, представляя законопроект на заседании палаты.
По его словам, австралийская модель была выбрана после полутора лет исследований совместно со Всемирным банком.
«Прозрачность и простота процедур предоставления права недропользования в этой стране является эталоном инвестиционной привлекательности в мировой практике. Внедрение таких лучших подходов должно стать толчком к прорыву Казахстана на мировой рынок геологоразведки, привлечение новых технологий в разведке и добыче, создание новых рабочих мест, причем в отдаленных регионах», — сказал министр.
Он напомнил, что в Австралии работают все крупнейшие горнорудные компании мира.
По его словам, в законопроекте предусмотрено 189 системных и концептуальных поправок.
«Например, предусматривается упрощение доступа к геологической информации, внедрение аукциона в качестве нового способа выбора победителя как самого открытого и прозрачного способа, сокращение обязательных экспертиз», — сказал он.
Министр сообщил, что законопроект закрепит и конкретизирует приоритетное право государства на стратегические объекты, в то же время упростив процедуры для небольших месторождений и геологоразведки.
Как отмечается в заключении профильного комитета палаты, проект закона содержит следующие поправки: упрощенный порядок предоставления права недропользования по опыту Австралии, внедрение аукциона в качестве нового способа выбора победителя на конкурсе, оптимизация положений модельного контракта (сокращение дублирующего текста на 98%), сокращение до 60% обязательных экспертиз по контрактам, исключение технико-экономического обоснования из перечня обязательных проектных документов, освобождение недропользователей по добыче твердых полезных ископаемых от обязанности согласовывать изменения в контракте при изменении объемов добычи в пределах 20% от проектных показателей, регламентирование вопросов недропользования в случае расширения контрактной территории. Предусмотрены сроки для устранения нарушений со стороны недропользователей по вопросам реализации контрактов.
«Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению прозрачности принятия решений государственными органами, исключению возможности неправомерного вмешательства в бизнес, снятию административных барьеров на всех уровнях. Все это приведет к ожидаемому притоку прямых иностранных инвестиций и развитию предпринимательства в сфере геологоразведки и созданию новых рабочих мест», — отмечается в заключении.
Документ предусматривает устранение пробелов в действующей процедуре по предоставлению права недропользования на основе прямых переговоров субъектам индустриально-инновационной деятельности; регламентирование вопросов предотвращения загрязнения морской среды нефтью; а также совершенствование норм по вопросам закрепления приоритетного права государства на участках недр.
Законопроект дополнен поправками в Земельный кодекс, предусматривающими регламентацию вопроса предоставления земельного участка доверительному управляющему для осуществления деятельности по управлению контрактной территорией на основании договора, заключаемого между компетентными органами и национальной компанией по недропользованию.
Внесены изменения в Экологический кодекс, исключающие введенный в 2011 году неэффективный механизм стимулирования переработки недропользователями техногенных минеральных образований путем установления более низких ставок за их размещение при условии заключения контрактов на их переработку.
Законопроект дополнен поправками в Налоговый кодекс, устраняющими противоречия между нормами налогового законодательства и нормами закона «О недрах и недропользовании» в части налогообложения сопутствующих полезных ископаемых, извлекаемых из недр наряду с основными полезными ископаемыми. Также исключается двусмысленное толкование норм пунктов 6 и 7 статьи 495 Налогового кодекса и предусматривается конкретизация применяемых до настоящего времени ставок платы за размещение отходов производства горно-металлургической и энергетической отраслей.
Ряд изменений и дополнений внесен в закон РК «О недрах и недропользовании». В частности, выработаны и приняты нормы, более четко определяющие понятия «погашенные запасы», «оценочные работы», «проект оценочных работ», «разведка», «охрана недр», «государственное геологическое изучение недр». Внесены новые понятия: «тендер», «аукцион», «физический объем обязательств», «финансовые обязательства».
Законопроект дополнен нормами, устанавливающими порядок реализации приоритетного права государства с участием национального управляющего холдинга или национальной компании, а также направленными на создание единой системы учета добычи и оборота нефти и газа в РК.