Оптимисты полагают, что казахстанский туристический рынок ожидает оздоровление и консолидация игроков, пессимисты говорят о предстоящих тяжелых временах, а истина, вероятно, где-то посередине. В любом случае, очевидно, что рынок на перепутье, а два основных тренда нынешнего сезона – «обвал» туроператора республиканского масштаба «Гульнар тур» и приход в Казахстан одного из сильнейших российских туроператоров Pegas Touristik – повлекут за собой определенные перемены.
Впрочем, даже потери от краха «Гульнар тура» не сравнимы с убытками, которые несет туротрасль соседней России, где с середины июля обвалилось уже восемь туроператоров и туркомпаний. Такую череду разорений уже назвали веерной, а эксперты прогнозируют, что тенденция может нарастать. И с этим сложно поспорить, так как, когда эта статья начинала писаться, прекративших свою работу российских туркомпаний было 7, а к завершению ее написания – уже 8. При этом среди них есть и туроператоры из первой десятки, к которым относится, например, «Лабиринт», специализирующийся на курортах Греции, а также старейшие российские туроператоры с огромным опытом работы, в частности «Нева», работающая с 1990 года. На момент прекращения ее деятельности 6,3 тысячи клиентов компании находились на отдыхе в различных странах, включая Болгарию, Турцию, Италию, Черногорию, Испанию и Грецию, а еще множество туров с датами вылета компания успела продать вплоть до Нового года.
В рядах обанкротившихся или приостановивших свою деятельность туроператоров также компания «Нордик стар», выкупавшая у «Лабиринта» блоки мест на чартерах «Оренбургских авиалиний» компания «ИнтАэр», «Экспо-тур», «Черри-Тур», «Роза Ветров Мир», небольшой, специализирующийся на экзотических направлениях «Ветер Странствий» и авиаброкер «Идеал-тур». Среди причин, помешавших им продолжить свою деятельность, как специфические, так и общие для всех проблемы. К первым в какой-то степени относятся, например, разногласия авиаброкера «Идеал-тура» и «Оренбургских авиалиний», выполняющих ряд чартерных авиарейсов для нескольких российских туроператоров. Во второй категории проблем называют настоятельные рекомендации российским силовикам не отдыхать за границей (а это, как известно, 1,5 миллиона человек, а с семьями и все 4,5 миллиона) и неблагоприятную экономическую и политическую ситуацию в целом. Кого-то она коснулась напрямую, как скажем, «Экспо-тур», который осуществлял программы круизов по Черному морю, включающие как российские, так и украинские города, и вынужден был спешно менять места остановок, но все равно столкнулся с волной отказов туристов от путевок. А кого-то опосредовано, так как российские туристы резко сократили свою активность и решили отложить свой отдых до лучших времен. Особенно пострадало европейское направление, путешествие по которому пугает некоторых российских туристов вероятностью негативного к себе отношения. Общее падение покупательной способности также сыграло свою роль, и некоторые туристы попросту не смогли себе позволить покупку тура этим летом, понимая, что впереди, возможно, их ожидают еще более напряженные времена. Между тем операторы выкупали блоки мест в отелях и на бортах самолетов, основываясь на результатах прошлого относительно успешного сезона, а также с учетом своих амбиций по дальнейшему развитию.
Существует и еще одна проблема, присущая, кстати, и нашему казахстанскому «Гульнар туру». Но прежде чем перейти к ней, давайте посмотрим, что же случилось с нашим туроператором, за плечами которого многолетний опыт работы.
Как полагают специалисты туротрасли, когда «обваливается» крупный туроператор, не может существовать одной причины, это всегда комплекс проблем. И это абсолютно справедливо для «Гульнар тура». В СМИ первая информация о многочасовых задержках рейсов компании появились весной, но сложности у туроператора начались гораздо раньше. Прошлой осенью был принят закон, который запрещал иностранным авиакомпаниям осуществлять чартерные рейсы в Казахстан и из Казахстана в том случае, если это могли сделать отечественные авиакомпании. Участниками туротрасли этот закон был воспринят неоднозначно, а Казахстанская туристская ассоциация (КТА) выступила с его критикой. Но, как известно, даже если закон суров, его надо исполнять, и туроператоры поспешили заключить договоренности с «Эйр Астана» и Scat.
Но «Гульнар тур» решил пойти другим путем и создал свою авиакомпанию, под флаг которой хотел поставить турецкие самолеты. Далее последовал длительный процесс согласований с Комитетом гражданской авиации РК, который по тем или иным причинам не давал компании разрешения на лизинг самолетов. Формально обвинить комитет не в чем, так как все отказы имели под собой законную почву, но туроператору постоянно не хватало то одного, то другого документа. В результате, когда в январе-феврале начинается акция раннего бронирования по самому популярному у казахстанских туристов зарубежному направлению – Турции, бортов у компании все еще не было. Тем не менее на свой страх и риск продажи она начала. А к маю ситуация все-таки выправилась. Во-первых, компания получила возможность отправлять туристов на чартерном рейсе, осуществляемом компанией Jet Airlines на самолете А-320. А во-вторых, турецкая авиакомпания Atlas Jet, в прошлые годы участвовавшая в чартерных казахстанско-турецких программах, получила разрешение на осуществление регулярных рейсов из Алматы в Анталью и обратно, а эксклюзивный контракт на продажу билетов на ее рейсы получил «Гульнар тур».
Если регулярные рейсы летают по строго определенной программе, то свой чартер «Гульнар тур» смог отправлять к солнечным турецким берегам из самых разных казахстанских городов. И тут компании не повезло: на подлете к Анталье самолет попал в град и на восемь дней встал на ремонт. А что такое восемь дней для борта, когда рейсы запланированы на каждый день и практически все места распроданы? Тогда-то и начались первые скандалы и прошла информация о туристах, сутками сидящих в аэропортах. В тот момент компании все-таки удалось избежать закрытия, где-то «перехватив» борт у другого авиаперевозчика, где-то еще каким-то образом подлатав «дыры». Но и конкуренты в такой ситуации дремать не стали, и в прессе появились публикации в стиле «черного PR», а в соответствующие органы поступили жалобы на то, что компания осуществляет рейсы на неисправном самолете. В результате, разрешение на полет, выданное до 30 июня, не было продлено, а прокуратура с формулировкой «на основании жалобы» приостановила действие сертификата на самолет А-320 компании Jet Airlines. К тому моменту «Гульнар тур» успел продать туры тысячам туристов, которых надо было вывозить на отдых и обратно, у компании накопилось множество долгов, которые надо было оплачивать, а по обязательствам перед партнерами необходимо было отвечать, и генеральный директор «Гульнар тура» Али Исмаилов попросту скрылся. Буквально за неделю до этого он уверял, что ситуация некритичная, но тем не менее «кинул» и туристов, и сотрудников, и своих коллег, которые выкупали у него блоки мест на рейсы Atlas Jet.
Но не все так просто, и в данной ситуации нельзя винить только внешние силы. Свою роль сыграл и недостаточно эффективный менеджмент, который не поспевал за ростом компании, имеющей на момент своего краха офисы во всех областных городах Казахстана и пять офисов в Алматы. И, конечно, «Гульнар тур» страдал общей проблемой многих крупных туроператоров, присущей и некоторым из обанкротившихся российских игроков, которую специалисты туррынка называют «кассовым разрывом», но суть ее вполне можно обозначить и как более известную и понятную всем «пирамиду».
Дело в том, что туроператоры привыкли жить за счет оборотов, и когда спрос растет, а туры раскупаются – это вполне жизнеспособная модель и никто, как в классической «пирамиде», собственно, не планирует кидать своих клиентов. Просто деньгами за проданные на «горячий» сезон или на осень турами компания может закрыть какие-то свои долги, направить их на то, что сейчас актуальнее. Но если у туроператора по тем или иным причинам нет выручки, позволяющей закрыть задолженности предыдущего периода, то и возникает «кассовый разрыв», и эти деньги где-то нужно искать, например, перекредитовываться или демпинговать для того, чтобы увеличить выручку за счет оборотов. Но при падении спроса, а в случае с «Гульнар туром» он упал на фоне негативной информации о компании и подорванного весенними скандалами доверия к ней, сделать это было невозможно, и туроператора ожидал дефолт.
— В туристическом бизнесе многие живут за счет оборотов, причем это характерно и для зарубежных рынков, но все хорошо в меру, а риски должны тщательно просчитываться, – считает генеральный директор туристической компании Sanat Марат Бейсенбаев. — Скрытые болячки есть у многих компаний, но их надо периодически подлечивать и не доводить до хронической формы. Иначе один толчок – и дать сбой может весь «организм» сразу. Конечно, после «обвала» такого крупного туроператора, как «Гульнар тур», недостатки в законодательстве, регулирующем туротрасль, стали очевидны не только специалистам, но и всем остальным. Сейчас рассматривается внесение изменений в Закон РК о туристкой деятельности и Закон РК о гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента, предполагается пересмотреть и вопросы страхования в туротрасли. Создана рабочая группа и специалисты думают над тем, как в дальнейшем защитить рынок от подобных случаев. Например, рассматривается вариант создания компенсационного или, говоря другими словами, эвакуационного фонда по примеру России, создавшей в свое время ассоциацию «Турпомощь», которая во многом и помогла вывезти с заграничных курортов туристов, пострадавших от закрытия российских туркомпаний. Но подойти к этому вопросу надо крайне взвешенно и не принимать решений второпях. Ведь тот же российский рынок, к примеру которого мы обращаемся, продемонстрировал этим летом, что и его механизмы защиты несовершенны и дают сбой.
Действительно, хотя у разорившихся российских туроператоров и были страховки, но выяснилось, что они недостаточны. Например, по различным данным, от 50 до 60 тысяч клиентов «Лабиринта» остались без отдыха, а гражданская ответственность туроператора застрахована в двух страховых компаниях на общую сумму 100 млн рублей. То есть на каждого туриста сумма выплаты составит максимум 2 тысячи рублей, в то время как на путевки было потрачено до 20–30 тыс. рублей. Но в нашем случае с «Гульнар туром» ситуация еще более плачевная, так как выяснилось, что у фирмы вообще не было страховки гражданско-правовой ответственности. Как так получилось? Возможно, ответ кроется даже не в злом умысле руководителей компании, а в простой халатности. Срок прежней страховки «Гульнар тура» закончился 3 июня, компания тут же заключила новый договор и должна была оплатить страховой взнос в течение 30 дней. Но этого она как раз и не сделала, и страховщик, соответственно, формально теперь абсолютно не обязан выплачивать страховое покрытие. Кстати, речь идет о совсем небольшой в масштабах крупного туроператора сумме, и если бы «Гульнар тур» оплатил порядка 150 тысяч тенге, то пострадавшие могли бы получить страховые выплаты на сумму 15 миллионов тенге. Теперь же рассчитывать на какие-то выплаты могут разве что те, кто покупал туры не напрямую у туроператора, а в агентствах, которые имеют своих страховщиков. Но тут, во-первых, возникает вопрос, должны ли вообще турагентства, добросовестно выполнившие свою работу, делать эти выплаты, ведь виноват во всем туроператор. А во-вторых, против руководства «Гульнар тура» заведено уголовное дело, а пострадавшие написали массу исков, и если действия компании будут признаны мошенничеством, то по закону страховые выплаты в этом случае вообще не предусмотрены. Конечно, возмещения ущерба можно требовать через суд от самой компании, но, вероятно, в условиях, когда все имущество заложено, а долги огромны, взять с нее будет просто нечего.
Не стоит забывать, что скандал с «Гульнар туром» хоть и самый громкий, но не единственный в этом сезоне. Также разорилась компания «Алмаз туризм», которая продавала туры по заведомо низким ценам, и вопрос о том, получат ли какое-то возмещение ее клиенты, также остается открытым.
— Сейчас много говорится о тех мерах, которые необходимо принять, чтобы лучше защитить туристов и в целом эффективнее наладить работу участников туротрасли. Мы привыкли, что все должно решить государство, должно предотвратить, помочь, спасти, но ведь виноваты и сами обманутые туристы. Если компания «Алмаз туризм» постоянно продавала туры на 30–40 процентов дешевле, чем все остальные, то людей должно было это насторожить. «Горящие туры» не продаются заблаговременно, а хорошие популярные отели никогда не дают огромных скидок, поэтому, прежде чем польститься на нереально низкую стоимость тура, надо подумать о том, откуда она взялась, – предостерегает директор туркомпании Kompas Анна Загоруйко.
Были, кстати, и еще более мелкие банкротства, где число «кинутых» туристов оказалось невелико. А один из последних инцидентов – проблема с карагандинской компанией Artur Travel, которая, впрочем, еще может благополучно разрешиться, так как фирма вроде бы не отказывается возместить расходы туристам. Их попросили повторно заплатить за проживание в турецкие отели, отказавшись заселять по предъявленным ваучерам, в связи с якобы неоплаченными местами, в то время как директор фирмы утверждает, что оплата была проведена.
Но вернемся к «Гульнар туру». Как же разрешилась ситуация с сотнями казахстанских туристов, застрявших этим летом на курортах Турции по вине туроператора? А разрешилась она более или менее благополучно: кого-то вывез на своих рейсах Sсat, кто-то воспользовался специально предложенными для такого случая низкими тарифами «Эйр Астаны», да и авиакомпания Atlas Jet пошла на то, чтобы перебронировать билеты клиентам, ранее купившим их у «Гульнар тура». А эксклюзивный договор на продажу билетов с Atlas Jet перезаключил российский туроператор Pegas Touristik, то есть, по сути, он пришел на место «Гульнар тура», и это породило достаточно распространенное мнение о том, что само вытеснение с рынка казахстанского оператора – происки российских конкурентов.
Разговоры о выходе на казахстанский рынок крупного российского игрока Pegas Touristik начались еще весной, но в Казахстане у этого оператора, что называется, не было «крыльев». И вот ему представилась возможность воспользоваться скандалом с «Гульнар туром», тогда он, быстро сориентировавшись, перезаключил на себя договор с Atlas Jet. Тем не менее, согласно неофициальной, но вполне заслуживающей доверия информации, непосредственно к краху и вытеснению с рынка казахстанского туроператора эта компания отношения не имеет, а просто, как говорится, оказалась в нужное время в нужном месте. Но для казахстанского рынка ее приход имеет большое значение, так как у Pegas Touristik нет «крыльев» у нас в стране, но в целом имеется целых три авиационных «дочки»: российский «Норт Винт», украинские «Икар» и «Харьковские авиалинии». И если Pegas сумеет привезти сюда свои самолеты, а в кулуарах поговаривают, что уже осенью у них получится это сделать, то компания поставит их на самые популярные направления и предложит относительно низкие цены. «На все рынки этот оператор заходил достаточно агрессивно, к тому же у него пока нет в Казахстане ни своей агентской сети, ни сложившейся системы продаж, ни наработанного имени, и вполне вероятно, что в начальный период ставка будет сделана именно на низкую цену. Туристам и агентствам это в какой-то степени будет на пользу, так как первые получат недорогие туры, во всяком случае, в первое время, а вторые – возможность работать с новым достаточно сильным партнером. Сложнее всего будет мелким и средним отечественным туроператорам, которым в условиях конкуренции, возможно, придется пересматривать свою работу, искать собственные ниши и маркетинговые ходы, которые позволят им удержаться на плаву», – считает Марат Бейсенбаев.
Впрочем, существует и мнение, что крупный массовый туроператор – это всегда оптовик, поставивший свое дело на поток, а значит, он не привнесет с собой ни особого разнообразия, ограничив выбор отелей лишь самыми ходовыми и приемлемыми по цене, ни новых стандартов сервиса и комфорта. Любопытно также, что конкурировать ему придется прежде всего с теми же российскими туроператорами. Точнее, юридически наиболее крупные туроператоры на отечественном рынке являются казахстанскими компаниями, но де факто они «дочки» своих российских структур. Среди чисто казахстанских туроператоров после ухода «Гульнар тура» остаются лишь три-четыре относительно крупных туроператора и небольшие игроки.
Пока Pegas Touristik не объявлял никаких официальных программ на осень, но ожидается, что сезон не будет скучным. К тому же с сентября на рынок выходит лоукостер, или, говоря иначе, бюджетная авиакомпания FlyDubai (дочерняя компания «Эмират Эйрлайнс»), которая предложит низкие цены на авиабилеты. И тут надо учитывать, что это скажется не только на ценах на туры в ОАЭ, но затронет и весь Азиатский регион, а возможно, и не только его. Ведь дубайский аэропорт является хабом, из которого на том же недорогом лоукостере можно двинуться еще по множеству направлений. Но прежде чем перейти к остальным прогнозам относительно ближайшего будущего отечественного туррынка, давайте посмотрим и на то, как прошел сезон на других направлениях и какие туристические новинки были предложены казахстанцам в этом сезоне.
Уже не первый год Черногория на летний сезон отменяет для казахстанцев визы. Турагентства оценивают это направление как достаточно привлекательное: красивая недорогая Европа с прекрасной природой, мягким климатом и ласковым Адриатическим морем. Но проблема в том, что, как и в прошлые годы, лететь туда туристам предлагалось через Киев, что, по понятным причинам, в этом сезоне не могло не вызвать определенных сложностей. «Еще весной, когда планировались рейсы, было понятно, что в Украине сложная ситуация, и мы предвидели уменьшение турпотока на этом направлении, поэтому не выставляли чартер, а выкупали блоки мест у «Международных авиалиний Украины» (МАУ), – рассказывает Анна Загоруйко. – Также, по сравнению с сезоном прошлого года, мы уменьшили объем на 30 процентов, а в июле, после случившейся трагедии, еще сократили объемы до 80 процентов, но оставшиеся туры у нас благополучно продались. Не знаю, сумеем ли мы продолжить работать с этим направлением в следующем году, но очень хотелось бы, так как туристам оно нравится».
Туркомпании, работающие с Иссык-Кулем, этим летом, напротив, отмечают, что сезон выдался более удачным, чем в прошлом году. Тот же Kompas запустил по этому направлению чартер и отмечает, что заполняемость рейсов была хорошей и, хотя билеты практически постоянно продавались на скидочном портале Choсolaif.me, в компании говорят, что они не реализовывались ниже себестоимости и данные акции просто являлись инструментом маркетинга и продвижения продаж. К тому же кроме чартерного рейса в сезон на Иссык-Куль ежедневно отправлялись автобусы, которые неплохо заполнялись, даже несмотря на нерешенные полностью проблемы с медленным и утомительным ночным прохождением через пропускной пункт на казахстанско-кыргызской границе.
Казахстан находится так далеко от всех самых популярных курортов мира, что давно известно, если есть прямой рейс на тот или иной курорт, то будет и турпоток, если же такового нет, то говорить можно только об индивидуальных туристах. В этом сезоне из Алматы впервые был запущен чартерный рейс на Барселону, осуществляемый компанией «Эйр Астана». Правда, с заполнением первых рейсов не обошлось без сложностей, и оператор Travelsystem приглашал на него группу блогеров, которые впоследствии, по задумке, должны были поднять популярность направления. Также на рынке можно было найти «горящие» туры на 10 дней от 700–900 евро, включая перелет и проживание. Но затем популярность турпакетов на данном направлении все-таки возросла, и, скажем, на последний рейс, 23 августа, за 10 дней билетов уже не осталось.
Еще один из примеров нового направления, ставшего особо привлекательным за счет появления прямого рейса, – Грузия. Минимальная цена билета до Тбилиси и обратно на рейс «Эйр Астаны» составляет 106 тысяч тенге, впрочем, бывают и различные скидки, например, в подразделе все того же скидочного портала Choсolaif.me – Choсotravel. Зато отели и многочисленные ресторанчики Грузии радуют туристов недорогими по казахстанским меркам ценами, а любители отдыха на побережье вполне могут совместить экскурсии и осмотр тбилисских достопримечательностей с поездкой к морю в Батуми. Турагентства быстро сориентировались и предлагают, в том числе, такие специализированные туры в Грузию, как свадебные и гастрономические. Также планировать поездку в эту страну некоторые туристы предпочитают самостоятельно, не обращаясь в турфирмы. Надо сказать, что такой подход вообще является нарастающей тенденцией и наблюдается не только на этом направлении. Рост числа самостоятельных поездок прогнозируют многие эксперты, и крах российских туроператоров и нашего «Гульнар тура» только поспособствовал ему. Тем более что все большее развитие получает Интернет, посредством которого так удобно планировать и оплачивать путешествие. А порталы типа booking.com ежедневно дают скидки на ряд отелей в каждой стране. В той же Грузии можно купить через этот портал двухместный номер в четырехзвездочном отеле в центре Тбилиси с прекрасным видом на город и панорамным рестораном на крыше на четыре дня проживания за 60 с небольшим тысяч тенге.
Что касается других прогнозов, то среди них, как мы уже отметили выше, обострение конкуренции и вероятность появления турпакетов и авиабилетов по привлекательным ценам. «Думаю, что на рынке возрастет число турпакетов, формируемых не на базе чартеров, а на базе блоков мест регулярных рейсов, – считает Анна Загоруйко. – Полагаю, что уже зимой таких турпакетов будет намного больше. Шри-Ланка, Мальдивы, Бали, в общем, все азиатские направления станут доступнее с FlyDubai. Да и в целом, если речь не идет о таком супермассовом направлении, как Турция, то регулярный рейс может быть даже более выгоден, чем чартер. Ведь себестоимость места на чартерном рейсе зависит от количества цепочек и от их длины. И в случае с Антальей, где длинный сезон и несколько чартеров в день, этот вариант, конечно, предпочтительнее. А вот на европейском направлении, в частности в случае с той же Черногорией, по которой мы работаем уже пять лет, регулярный рейс дает меньшую себестоимость кресла в самолете, а значит, мы можем предложить туристу более приемлемый по цене турпакет. К тому же сейчас и сами авиакомпании больше заинтересованы в сотрудничестве с туроператорами и, скажем, если раньше «Эйр Астана» не продавала нам блоки мест, то в этом сезоне впервые объявила тендер на них. Думаю, что в зимний сезон туроператоры смогут более активно и успешно работать на таких направлениях, как Вьетнам, Таиланд, Малайзия и другие, делая ставку на прямые регулярные рейсы».
Словом, грядущий осенне-зимний сезон обещает несколько отличаться от предыдущих, и вероятное разнообразие цен, вариантов, и, возможно, даже направлений наверняка заинтересует туристов. Насколько же будет защищен рынок от дальнейших банкротств туркомпаний, сказать сложно, и не зря над решением этой проблемы сейчас работают как специалисты туротрасли, так и профильные ведомства. Пока же назвать ситуацию на рынке стабильной, увы, нельзя. Ведь приход того же Pegas Touristik в Казахстан еще некоторое время назад можно было охарактеризовать как появление супернадежного, сильного и опытного партнера для местных турагентств и клиентов. Нынче же такие времена, что «обваливаются» и казавшиеся не менее надежными российские туроператоры, скажем, «Нева». Да и в окончательный крах казахстанского «Гульнар тура» не верили и многие ближайшие его партнеры. Поэтому потенциальным туристам не стоит терять бдительности и следует тщательно выбирать туркомпании для помощи в организации отдыха. И всем, у кого заслуженный отдых еще впереди, мы желаем, чтобы он прошел приятно и без эксцессов.
Статья любезно предоставлена журналом «Центр Азии»