Швейцарские ученые нашли неоспоримое подтверждение тому факту, что банкиры склонны лгать ради финансовой выгоды, пишет Financial Times, передает ИНТЕРФАКС.
Исследовательская группа из Цюрихского университета использовала игровые эксперименты, чтобы доказать, что «преобладающая в банковской отрасли культура ослабляет и подрывает устои честности, что означает высокую важность мер по восстановлению культуры честности».
Результаты исследования были обнародованы в научном журнале Nature.
Ученых интересовали психологические факторы, стоящие «за существенной потерей репутации и кризисом доверия в финансовом секторе» в результате мошеннических торговых операций, скандалов вокруг уклонения от уплаты налогов и манипулирования процентными ставками и обменными курсами валют.
В исследовании были задействованы около 200 банкиров, при этом 128 из них были представителями одного крупного транснационального банка, название которого не раскрывается. Участников случайным образом разделили на две равные группы: экспериментальную и контрольную. Перед началом игрового эксперимента экспериментальной группе задавали вопросы о работе (например, о занимаемой в банке должности), а контрольной группе — о быте (например, «сколько часов в неделю вы смотрите телевизор?»).
В самой игре каждый участник подбрасывал монету 10 раз без постороннего наблюдения, а затем сообщал о результатах через интернет-форму. Банкирам заранее сообщали о том, какой результат броска — орел или решка — принесет им выигрыш (в размере $20).
Если бы все ответы были честными, доля выигравших в обеих группах была бы близка к 50%. В контрольной группе этот показатель составлял 51,6%, что достаточно близко. Однако в экспериментальной группе, которую психологически подготовили вопросами о банковской деятельности, доля выигрышей составила 58,2%, что свидетельствует о статистически существенной склонности к искажению результатов участниками. По оценкам экспериментаторов, ложные результаты предоставили примерно 26% испытуемых.
«В среднем банкиры вели себя честно в контрольной ситуации. Когда же на первый план выходила их роль как банковских работников, существенная доля участников проявила нечестность», — заявил один из авторов эксперимента Мишель Марешаль.
Подобные игровые опыты были поставлены и в других отраслях — фармацевтике, телекоммуникациях, информационных технологиях, а также среди студентов. Ни в одном из этих случаев психологическая подготовка участников вопросами о работе или учебе не заставляла их обманывать.
Ученые из Цюриха считают, что нужен целый ряд мер по восстановлению честного поведения в банках. Например, они предлагают банкирам давать клятву, аналогичную врачебной клятве Гиппократа.