30 сентября с.г. в США (в эфире CNN) прошла прямая трансляция заседания совета по международным отношениям. Ключевым событием мероприятия стал 30-страничный доклад замминистра обороны США Роберта Ворка. Его речь вызвала жесткую реакцию со стороны официальных лиц России и Китая. Что же послужило причиной?
Редакция 365 инфо решила выделить те моменты из речи, которые, на наш взгляд, касаются России и Китая в области смещения приоритетов в деятельности министерства обороны США в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
«…Россия и Китай — они постоянно испытывают Штаты… на верность своему священному долгу в рамках НАТО… На верность США обязательствам в отношении Японии. США многократно утверждали, что не будут занимать какой-либо позиции в отношение того, кто установит долгосрочный контроль в Восточно-Китайском море или на островах Синкаку…Но эти острова под контролем Японии и если будет попытка их захвата, мы поддержим наших японских союзников…Применим ли мы военную силу? Будет зависеть от обстоятельств, при которых это случится, но мы однозначно ответим и будем стараться поддержать технически и морально наших японских союзников в их работе по восстановлению административного контроля на Сенкаку.»
Развивая тему островов Сенкаку, г-н Ворк сделал заявление, в котором Россия и Китай усмотрели «бряцание оружием» и прямые угрозы:
«Нет, меня не беспокоит вопрос возможной Третьей мировой…Думаю, в России и Китае происходят две важные вещи. Первая — они открыто заявляют определенные претензии в отношении ближнего зарубежья. Это один из важных вопросов, которые нам придется рассмотреть в ближайшие несколько лет, т.е. определить — что эти страны считают зонами своих жизненных интересов. И вторая — обе они совершенно явно верят, что существующий сегодня мировой порядок, который формировался последние 70 лет, может быть изменен и они хотят поменять некоторые аспекты этого порядка…Я не могу вспомнить ни одного места, где бы мы не отреагировали на некие действия против наших союзников».
Переходя от России и Китая к Китаю и Азиатско-Тихоокеанскому региону, Ворк отметил следующее:
«Должен признать, что силы НАТО в АТР сильны, как никогда раньше. Конечно, отношения США и КНР будут оставаться одним из самых важных вопросов в 21-м веке. Мы продолжаем некоторые виды сотрудничества с Китаем. Например Китай, в первый раз принимал участие в совместных с НАТО учениях ВМФ RIMPAC (Rim of the Pacific — тихоокеанский рубеж). Но мы считаем, что нам нужен Китай, который воспринимал бы США, как тихоокеанскую силу, как сторону, которая будет присутствовать в АТР в 21-м веке, так как у нее тут серьезные интересы, и которая может мирно сосуществовать с Китаем, у которого тут свои интересы. Думаю, как представитель министерства обороны, что так и будет.»
НАТО окажет коллективное содействие в построении эффективной обороны Украины против внешней агрессии. В рамках НАТО будут созданы новые коллективные силы ускоренного реагирования. Россия будет продолжать получать недвусмысленные заявления о том, что ее деятельность на Украине не будет восприниматься с пассивным пониманием. В Европе усилится идеологическая работа среди местного населения, чтобы морально подготовить его к увеличению присутствия вооруженных сил США в Европе. К 2018 г., и России придется с этим смириться, в Европе будет размещено больше воинского контингента НАТО и ВС США, включая новые системы ПРО. Конкретный цифр по существу озвучено не было.
Замминистра Ворк сказал, что США будут «менять баланс сил в АТР в 21-м веке».
В АТР США расширит и усложнит содействие Южной Корее и Японии. В первую очередь окажет содействие реформе уставов и должностных инструкций армий обоих стран. В Японии военная доктрина и армия, которые после поражения во Второй мировой войне существовали в условиях ограничений и сдерживания, уставы и инструкции обретут более наступательный и агрессивный характер. В Южной Корее они будут дополнены положениями о более тесном взаимодействии с США и НАТО в условиях кризиса.
На данный момент в регионе присутствуют четыре оперативно-тактические группировки Корпуса морской пехоты. К 2020-му г. ВМФ и ВВС США разместят 60% своих сил в АТР. Некоторые части Армии США, воевавшие в Афганистане, будут доукомплектованы фронтовой ударной авиацией и переброшены в Корею. Для них к югу от Сеула будет построен лагерь Хамфрис стоимостью 10 миллиардов долларов США. Также значительные средства вкладываются в развитие электронных способов ведения войны на Корейском полуострове. Всего в АТР, а точнее на Гавайских островах, Аляске и в Японии, будет расквартировано 100 000 солдат.
В регион будут направлены следующие новейшие виды техники и системы вооружений: первые серийные истребители пятого поколения Ф-35, эсминцы семейства «Зумвальт» для уничтожения береговых целей и новые разведывательно-ударные самолеты Р-8, новые системы ПРО, включая знаменитые комплексы «Пэтриот» и дополнительные корабли противоракетной обороны «Иджиз». В Японии недавно был построен новый крупнейший военно-инфраструктурный объект — мощный противоракетный радар TPY-2, что обеспечило расширение сканирующего охвата всего региона. На Окинаве будет построена новая база для размещения 5 тысяч морских пехотинцев США.
Всего в АТР будут построены четыре новые базы для расширения военного присутствия США, включая упомянутый выше Хамфрис, базу на Окинаве, а также новую базу на Гуаме и еще одну в Японии. Строительство новых четырех баз считается крупнейшим военным строительством вооруженных сил США с окончания холодной войны.