В Алматы группа активистов выступает против строительства надземных и подземных пешеходных переходов. Они считают, что такие переходы опасны для жизни алматинцев, и отправили письмо с просьбой прислушаться к их мнению. Акимат ответил, что все — по закону.
Активисты, недовольные строительством наземных и подземных пешеходных переходов в Алматы, получили ответ на свои претензии от акимата. За последние два года построено 32 подземных и надземных переходов, а до конца 2014 года в Алматы появятся еще 16 таких сооружений. Однако новые красивые объекты у алматинцев вызвали волну критики. Тем не менее, акимат считает, что все сделано по закону. Во всяком случае, именно это следует из ответа за подписью заместителя акима Алматы Ю. Ильина:
«По предоставленной информации Управления административной полиции ДВД г. Алматы строительство надземных и подземных пешеходных переходов по городу Алматы производится для снижения транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть и улучшение экологической обстановки в городе. Кроме этого, строительство пешеходных переходов предусматривается в рамках специальной программы, которая разрабатывается специалистами проектного института «Инстранском» по заказу Управления автомобильных дорог города Алматы, совместно с Управлением административной полиции, а также НИИ транспорта и коммуникаций определили ряд наиболее загруженных участков дорог, где необходимо строительство переходов. Таким образом, до конца 2014 года в г. Алматы запланировано строительство 48 надземных и подземных пешеходных переходов в 3 этапа: в 2012 году – 16, в 2013 году – 16 и в 2014 году – 16 переходов. Во время непосредственного проектирования перехода будут определены и его варианты – надземный или подземный, в зависимости от наличия коммуникаций, приложенных в том или ином месте строительства, а также от архитектурного вида места расположения перехода. В рамках программы планируется освободить от пешеходных переходов, существующих на одном уровне с дорожным полотном, большие магистрали, такие как проспекты Райымбека и Рыскулова, где предусмотрено строительство порядка 15 надземных и подземных пешеходных переходов. В дальнейшем будут освобождаться не только магистральные, но и остальные улицы внутри города».
Между тем, активисты считают, что по «закону» — не означает «хорошо». Виталий Дядчев, активный противник строительства таких переходов, рассказал порталу 365info.kz, что акимат мог бы на эти деньги улучшить общественный транспорт, например, создать БРТ (калька с английского «bus rapid transit» — скоростное автобусное соединение).
Во всем мире отказываются от строительства наземных и подземных пешеходных переходов. К примеру, московские архитекторы и активисты в своих исследованиях разрушили несколько мифов о безопасности таких сооружений:
Миф №1. Так безопаснее.
Считается, что большое количество надземных и подземных переходов снижает количество ДТП с участием пешеходов.
На самом деле, нет. В тех местах, где есть подземные и надземные переходы, количество ДТП с участием пешеходов значительно выше, чем на других участках дороги. Ради сокращения пути и нежелания лишний раз преодолевать десятки ступеней, пешеходы перебегают дорогу в неположенных местах, где водители не ожидают появления людей на дороге.
Миф №2. Так быстрее.
Считается, что перейти дорогу по внеуличному переходу быстрее, чем ждать зеленого сигнала светофора или пропускать машины.
На самом деле, на практике подземные и надземные переходы располагаются в 300–400 метрах друг от друга, тогда как наземные — размещены чаще. Учитывая время движения до места перехода, подъем и спуск или ожидание лифта, перейти дорогу по «зебре» быстрее.
Миф №3. Светофоры создают пробки.
Считается, что чем меньше «зебр» и светофоров, тем меньше будет пробок в следствии того, что движение транспорта будет непрерывным.
Однако это не так. Движение транспорта непрерывно ровно до следующего светофора, наземного пешеходного перехода или иного возможного препятствия. Светофоры, в свою очередь, регулируют трафик и снижают скорость транспорта, тем самым снижая риск аварий. Умелое управление потоками машин, общественного транспорта и людей позволяет избежать пробок на дороге. Одна из причин пробок — плохое регулирование потоков транспорта, а не отсутствие светофоров или развязок. Увеличение скорости движения на отдельно взятом участке дороги не увеличивает скорость движения на всем пути следования транспорта.
Противники строительства надземных и подземных пешеходных переходов требуют у акимата проведения исследования необходимости таких конструкций в Алматы.