Для предотвращения попадания «серых» товаров через китайско-кыргызскую границу в страны Таможенного союза, Россия, Казахстан и Беларусь направят в Кыргызстан финансовую помощь. Руководство республики должно позаботиться о необходимом оснащении пропускных таможенных и пограничных пунктов на границе с Китаем, Узбекистаном и Таджикистаном всем необходимым. Казахстан уже согласился отправить 377 млн долл. безвозмездной помощи. Как оценить эту сделку: деньги на ветер или инвестиции в сотрудничество? И на что именно будут потрачены эти средства?
Ситуацию комментирует Досым Сатпаев, политолог:
— Если посмотреть на текущую экономическую обстановку, то в Казахстане наблюдается сокращение инвестиций и снижение налогооблагаемой базы. Мы пытаемся за счет поддержки малого и среднего бизнеса, добывающих предприятий увеличить поступления в бюджет, но налогооблагаемая база все равно не увеличивается. Как ни пытались поддержать бизнес-среду в Казахстане, она не идет в легальную сферу, слишком много «тени». Получается, мы держимся благодаря хорошей ценовой конъюнктуре на нефть. Вот в Ираке произошли определенные события и цена поднялась. Это хорошо для нас. У нас 90 долларов за баррель заложено в бюджет, а там цена сейчас выше 100. Мы получаем прибыль, но опять же — куда эта прибыль идет? В Национальный фонд. В нем сейчас хранится 77 млрд долл. Но что такое 77 млрд!? Случись серьезный экономический долгосрочный кризис, мы эти деньги за 3 года проедим. Получается, деньги-то у нас есть, но они используются неэффективно. Я считаю, Казахстан должен давать кредиты, как Китай это делает: «я даю деньги, но вы закупаете мою продукцию для реализации этого проекта». Условно — асфальт, бетон, технику. По сути, деньги возвращаются к ним обратно. Но при этом заемщики должны еще проценты платить.
— Но, возможно, Кыргызстан благодаря этой помощи сможет быстро встать на ноги?
— Экономические реформы невозможны без политической стабильности. Я как политолог восхищаюсь киргизами. Они впервые в Центральной Азии опробовали президентско-парламентскую республику. И потом ее трансформировали в парламентскую республику. Но проблема Кыргызстана в том, что они, увлекаясь этими политическими экспериментами, практически не обращают внимание на экономическую систему. А без экономического реформирования эта страна не сможет выйти на самоокупаемость. Они не превратятся в игрока, который будет не просто просить денег, но и что-то производить, и потом в какой-то степени приносить пользу другим участникам ТС и ЕАЭС. Поэтому вопрос в том, насколько руководство Кыргызстана готово на системные глубокие реформы в сфере экономики и т. д. Деньги взять легко. В свое время Бакиев с сыном взяли 300 млн долл. у России и где они? Ни Бакиева, ни сына. А это практически та сумма, которую они снова просят.
Вот мы деньги предоставили, пусть это даже безвозмездная помощь. Но в любом случае, мы имеем право знать, куда они потрачены и как. Обычно деньги идут на какие-то цели. Кыргызы должны были предоставить какую-то дорожную карту. А где это все? Где эта информация? Нет информации!
— Кыргызы по-особенному относятся к воде, несколько лет назад предлагали нам ее у них покупать. Тогда это вызвало негативную реакцию у главы государства. Может ли это произойти снова?
— Для кыргызов вода — некий аналог нефти. Они считают, раз мы покупаем у узбеков газ, то почему не покупаем у них воду? А через 15-20 лет Казахстан столкнется с серьезным дефицитом воды, особенно, на юге страны. Тогда естественно встанет вопрос: как регулировать водные отношения с Таджикистаном, Кыргызстаном, которые сейчас сконцентрировали у себя гигантские гидроресурсы. А на востоке Китай серьезно ограничивает наши водные ресурсы. И как мы этот вопрос будем решать? В любом случае, придется опять договариваться с кыргызами, у которых будет козырь в руках…
Так что, возможно, эти 377 млн долларов стоит расценивать как инвестиции в эти будущие водные вопросы, хотя четкой договоренности об этом и нет. По крайней мере, в открытых источниках.