На востоке Украины произошло крушение самолета Boeing-777 компании Malaysia Airlines, который рейсом МН17 летел по маршруту Амстердам – Куала-Лумпур и находился в зоне ответственности системы организации воздушного движения Украины. На борту лайнера находились 298 человек, среди которых было 85 детей. Выживших в авиакатастрофе нет. Киевские власти тут же обвинили в катастрофе ополченцев.
По версии украинской стороны, Boeing был сбит ракетой, выпущенной из зенитного ракетного комплекса «Бук», которые якобы имеются на вооружении ополченцев. В связи с этим президент Петр Порошенко даже заявил о необходимости ввода войск НАТО на Украину. Это значит, Киев уже не рассчитывает одержать победу на юго-востоке и хочет стабилизировать режим с помощью иностранной военной силы.
Прозвучала и версия о причастности к катастрофе России. Генпрокурор Украины Виталий Ярема заявил, что повстанцы не захватывали имеющиеся на вооружении Украины комплексы «Бук» и С-300. Значит, по словам главы Службы безопасности Украины (СБУ) Валентина Наливайченко, «пассажирский авиалайнер был сбит ракетой из ЗРК «Бук-М», который был переправлен с территории России. Этому есть доказательная база».
В качестве неопровержимых доказательств были предъявлены видеоролик и аудиозапись. Однако видеоролик, где якобы запечатлен вывоз зенитно-ракетного комплекса «Бук» на территорию России с тремя вместо 4-х штатных ракет на пусковой установке, в реальности оказался снят на подконтрольной Киеву территории — в Красноармейске.
Аудиозапись с якобы перехваченными переговорами ополченцев и российских спецслужб о сбитом ополченцами гражданском самолете также оказалась фальшивкой. Эта, выложенная СБУ запись, была смонтирована на день раньше падения самолета. Выходит, что в СБУ знали о том, что случится 17 июля, и заранее подготовились? Кроме того, служба воздушного движения фиксирует все переговоры диспетчеров с экипажем, однако записи этих переговоров изъяты СБУ, и допуск к ним закрыт.
В СБУ, постоянно ловящей российских шпионов с удостоверениями ГРУ в кармане, также заявили, что на Украине уже пойманы помогавшие сепаратистам российские корректировщики огня «Буков», причем, с соответствующей записью в военном билете. Глупость такого заявления в том, что траекторию полета зенитной ракеты визуально корректировать невозможно. Во-первых, комплекс «Бук» – это не пушка, когда после каждого выстрела можно сообщать результаты стрельбы. Во-вторых, имея скорость 900 км/час, Boeing в минуту преодолевает 15 км и быстро выходит из зоны поражения.
В-третьих, где же эти комплексы? Ответ Киева прост: «Бук» с украинской территории вывели обратно в Россию. И опять не сходится. Во-первых, ЗРК «Бук» это целая колонна спецмашин, движение которой по открытой степи невозможно не заметить. Тем более что, вся территория конфликта просматривается американскими военными спутниками. Во-вторых, такой комплекс ополченцам, которые имеют в основном дело с низколетящими целями, просто не нужен. В-третьих, его проще было уничтожить где-нибудь в овраге, чем перемещать через границу.
Много вопросов вызывает и сам факт полета авиалайнера над опасным районом, в котором идут военные действия и сбиваются военные самолеты. План полета рейса Амстердам – Куала-Лумпур предусматривал высоту более чем 10,66 км, но пилоты по требованию украинских диспетчеров снизились до 10,05 км. При этом курс был скорректирован (отклонение составило около 450 км) именно в сторону Донецкой области, тогда как ранее он пролегал над Азовским морем, ближе к Крыму.
Кстати, как только Крым принял решение о переходе под российскую юрисдикцию, Украина тут же заявила, что полеты над полуостровом небезопасны и все полеты иностранных авиакомпаний были запрещены. По мнению киевских властей, над Крымом, где военных действий нет, летать опасно, а над воюющим Донбассом – летай, не хочу? Только после катастрофы малазийского лайнера Евроконтроль закрыл полеты гражданской авиации над территорией всей Украины.
Несмотря на то, что в районе катастрофы развернуты украинские подразделения, имеющие на вооружении зенитные ракетные комплексы типа «Бук-М1» (один из которых после падения авиалайнера срочно покинул этот район), а российские средства контроля зафиксировали совершавший полет в одном эшелоне с малазийским Boeing-777 украинский самолет (предположительно Су-25), ни у кого из западных стран не возникает ни тени сомнения в непричастности Киева к катастрофе.
В итоге видим, что российским спутниковым снимкам и данным радиотехнической разведки противопоставляются фальшивые куски видео- и аудиозаписей, дополняемые скриншотами из социальных сетей. При этом в сторону России звучат жесткие обвинения. Так, по мнению австралийского премьера Тони Эббота, «сейчас можно сказать почти с уверенностью, что самолет был сбит противовоздушной ракетой, которую предоставила Россия».
Ему вторит польский премьер Дональд Туск: «должно быть беспощадное, твердое, последовательное давление на сепаратистов, а также на Россию, чтобы она прекратила поддержку тех, кто, вероятно, непосредственно отвечает за эту страшную трагедию».
«Зенитный ракетный комплекс, с помощью которого на востоке Украины сбили малайзийский Boeing-777, был поставлен из России», — заявил госсекретарь США Джон Керри в интервью телеканалу CNN.
Американская Washington Post пишет: в случае, если информация о том, что самолет был сбит из оружия, поставленного ополченцам Россией, подтвердится, то «США и их союзники должны настоять на привлечении к ответственности всех, кто стоит за этим». При этом ясности, откуда именно летела ракета и кто произвел ее пуск, по-прежнему нет.
Следует отметить, что Минобороны России зафиксировало работу украинской РЛС в день падения малайзийского самолета и вычислило населенные пункты Украины, откуда могли сбить. Маршрут самолета и место его падения попадают в зону поражения двух украинских батарей ЗРК большой дальности и трех батарей ЗРК средней дальности «Бук».
Однако официальный Киев отрицает наличие комплексов «Бук» в этом районе.
Здесь удивляет не то, что виновницей заранее объявляется Россия, а избирательность Запада. Почему авиа- и артиллерийские удары по поселкам и городам Донецкой и Луганской областей с применением запрещенных кассетных и химических боеприпасов не вызывают такой бурной реакции как «шокирующая и недопустимая» катастрофа «Боинга»? Почему когда на юго-востоке гибнут дети и сотни мирных граждан это «нормально, не мешайте Украине решать свои внутренние проблемы и ликвидировать террористов»? Чем украинские дети хуже детей голландских и австралийских? Почему их можно безнаказанно убивать?
Ответ на вопрос «Кто виноват?» будет дан: в этом мире все прослушивается и просматривается. Так, в 1983 году американцы перехватили, а потом продемонстрировали всем переговоры советских военных летчиков, сбивших южнокорейский Boeing. Вопрос в том, будут ли эти доказательства объективными, а не подтасованными. Тем более, что аналогичные ситуации уже имели место во время конфликтов в Боснии, Сараево, Косово и стали поводом для США применить силу. Тогда, как и сегодня с «Боингом», виновников находили мгновенно — ими, до завершения всех экспертиз, назначались сербы. Значительно позже выяснилось, что они не причем, но – дело было сделано.
Происходящее сегодня напоминает провокации, подобные тем, что имели место в ходе войн разрушивших Югославию. Трагедия славян западных повторяется у славян восточных. Хотя бесспорных фактов, связанных с катастрофой самолета Malaysia Airlines, крайне мало, но уже до всякого расследования начались пропагандистские вбросы: за трагедией стоит Россия. Киев для Запада остается белым и пушистым, жертвой агрессии России и «пророссийских» сепаратистов.
В частности министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт требует «найти и привлечь к суду тех, кто прямо и косвенно виновен в том, что случилась эта ужасающая трагедия… Это включает в себя создание особой комиссии для расследования всех фактов. Критически важно установить источник и текущее местонахождение комплекса, сбившего самолет». Все это было бы правильно, если бы при этом во всех бедах Украины он не обвинял исключительно Россию.
Любые версии о возможной причастности Украины к гибели малайзийского самолета Западом отвергаются. А ведь «незалежная» такой опыт имеет: во время учений украинских ПВО в октябре 2001 году ими над Черным морем был сбит Ту-154, следовавший по маршруту Тель-Авив — Новосибирск. В результате погибли 78 человек.
Тогда руководство Украины до последнего отрицало причастность своих вооруженных сил к этой трагедии. Сначала категорически утверждали, что учения вообще не проводились. Затем «да, мы стреляли, но совсем не туда, где пролетал Ту-154». Доказательствами причастности украинских сил ПВО к катастрофе стала изрешеченная осколками обшивка лайнера и последние слова пилота, спросившего у кого-то из членов экипажа: «Куда попало?».
Бывший президентом Украины Леонид Кучма тогда цинично заявил: «Мы не первые и не последние и не надо из этого делать трагедию». Чужих жизней ему не жалко: пусть гибнут хоть «тушками» и «боингами», хоть «титаниками». С приходом к власти Порошенко, похоже, ничего не изменилось.
Безусловно, только открытое расследование с привлечением Международной организации гражданской авиации (ICAO) и всех заинтересованных сторон позволит выяснить точную картину катастрофы. Вместе с тем, полагает директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев, «даже выводы ICAO, какой бы авторитетной ни была эта организация, не поставят точку в этом споре. Очевидно, что несогласная сторона или стороны бросятся оспаривать эти заключения, ссылаясь на то, что эксперты не обладали всей полнотой информации».
Американцы, заявившие, что скоро получат доступ к спутниковым снимкам и тем докажут причастность к катастрофе «Боинга», если не России, то ополченцев, почему-то не спешат предъявить их мировой общественности.
Тем не менее, итоги расследования радикально изменят ситуацию на Украине. Наблюдаемое сегодня в Европе равновесие между группой ориентированной на США и теми, кто призывает к сближению с Россией, очень зыбкое. В случае, если выяснится, что самолет сбили силы ПВО Украины, то Киев потеряет ту поддержку, которую после Майдана он получает от ключевых стран Евросоюза. Если же появятся убедительные подтверждения киевской версии, что самолет сбили ополченцы, то трудные времена ожидают Россию. Антироссийский блок консолидируется, Киев получит право на использование любых средств для подавления сопротивления в мятежных областях, а его союзники – право оказывать режиму Порошенко любую, включая военную, поддержку.
Однако разрыв экономических отношений с Россией приведет к тому, что Европа довольно быстро окажется в полной зависимости от США со всеми негативными для нее последствиями.