На юбилейной 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с речью о реформе международных институтов, роли «средних держав» и глобальной повестке по искусственному интеллекту. Значение этих инициатив прокомментировала политолог Найла Мухтарова, обучающаяся по программе государственной политики в Принстонском университете.
— Найла Алтаевна, Президент заявил, что «всеобъемлющая реформа ООН является стратегической необходимостью». В этом контексте как Вы оцениваете идею усиления роли «средних держав», которую предложил глава государства на площадке ООН, в глобальной политике и их представительства в Совете Безопасности?
— Современный мир переживает глубокий кризис доверия, и это, безусловно, отражается на эффективности международных институтов, включая ООН. Касым-Жомарт Токаев справедливо указал на то, что сегодня нарушения норм международного права становятся привычной практикой, а Совет Безопасности, будучи парализованным геополитическими разногласиями, не всегда способен адекватно реагировать на вызовы. В этих условиях идея расширения роли средних держав – не просто корректировка архитектуры Совбеза, а попытка вдохнуть в ООН новую динамику. Президент подчеркнул, что именно такие государства, как Казахстан, могут сыграть ключевую роль в формировании конструктивной «коалиции единомышленников», свободной от идеологических крайностей и соперничества великих держав. Средние державы обладают, с одной стороны, достаточным политическим и дипломатическим весом, а с другой – отсутствием амбиций глобального доминирования. Это делает их надежными посредниками и проводниками компромиссных решений. Их участие в реформе ООН может способствовать укреплению подлинной многосторонности – той, где учитываются интересы не только сильнейших, но и большинства. Инициатива Президента Казахстана в этом контексте звучит как проявление прагматичной дипломатии нового поколения: она ориентирована на диалог, баланс интересов и восстановление доверия как системообразующего ресурса международных отношений.
— Говоря о влиянии, может ли транзитный потенциал Казахстана стать одним из козырей на фоне глобальной турбулентности? Ведь сегодня наша страна позиционирует себя как ключевой логистический хаб Евразии – о чем сегодня Касым-Жомарт Токаев заявил с трибуны ООН.
— Казахстан действительно обладает уникальным географическим положением, которое в нынешних условиях становится все более значимым фактором международной политики. До 80% сухопутного транзита между Азией и Европой проходит именно через казахстанскую территорию, и этот потенциал последовательно усиливается благодаря масштабным инвестициям в инфраструктуру: строительству новых железных дорог, развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута, усилению коридора «Север–Юг». На фоне нарушений традиционных логистических цепочек, связанных с кризисами, санкционными войнами и региональными конфликтами, роль Казахстана как транзитного узла приобретает особую ценность. Это не просто транспортная артерия – это инструмент влияния, ресурс экономической устойчивости и платформа для расширения дипломатических и экономических связей между Востоком и Западом. Выступление Президента в ООН было выстроено именно в этом ключе: как сигнал о готовности Казахстана быть не объектом, а субъектом глобального взаимодействия, надежным партнером и связующим мостом в эпоху турбулентности.
— Порой, эти мосты запросто разрушаются одним лишь словом… Как подчеркнул Токаев, «психология вражды затягивает участников конфликтов в пропасть». Возможно ли в условиях нынешней информационной войны преодолеть именно этот психологический барьер между народами?
— Это одно из самых тонких и глубоких наблюдений, сделанных Президентом Токаевым в его выступлении. Действительно, сегодня конфликты все чаще возникают и усугубляются не только благодаря военным или политическим действиям, но и за счет трансформации общественного сознания. Когда образ врага закрепляется на уровне восприятия, дипломатия теряет свое пространство, а попытки мирного диалога натыкаются на глухую стену общественного неприятия.
Информационные войны усиливают этот эффект многократно. Социальные сети, пропагандистские каналы и медиаманипуляции могут за считанные дни сформировать стойкие стереотипы, лишая народы способности слышать и понимать друг друга.
Преодоление такого барьера возможно только через формирование новой культуры диалога и политического лидерства, ориентированного на мир, взаимоуважение и созидание. Лидеры, обладающие моральным авторитетом, обязаны быть не только носителями власти, но и голосом примирения. Президент Токаев в этом смысле демонстрирует пример ответственного и уравновешенного подхода, основанного на здравом смысле и гуманистических ценностях.
— Может ли инициатива Казахстана участвовать в глобальном диалоге по управлению ИИ реально усилить голос стран «глобального Юга» в технологической повестке?
— Искусственный интеллект – это вызов, сравнимый по масштабу с ядерными технологиями прошлого века. И сегодня крайне важно, чтобы вопросы регулирования, этики и справедливости в использовании ИИ не стали прерогативой лишь технологических гигантов. Вовлечение стран глобального Юга в этот диалог – необходимое условие для сбалансированного и инклюзивного управления технологиями будущего. Казахстан, благодаря инициативе Президента Токаева, заявил о своей готовности участвовать в этом процессе. И это важный шаг. Страны, обладающие дипломатическим опытом и устойчивыми институциями, могут стать своего рода «мостом» между высокотехнологичными центрами и остальным миром, транслируя потребности, опасения и предложения развивающихся государств. Я как человек, проходящий обучение в Принстонском университете, вижу, насколько серьезно академическое сообщество относится к вопросам технологической этики и безопасности. Ведущие университеты обсуждают не просто функциональность ИИ, а то, как сохранить в нем человеческое измерение: справедливость, равный доступ, прозрачность.
Инициатива Казахстана интегрироваться в этот глобальный процесс – это пример дальновидной государственной политики. Она показывает, что даже «средняя держава», при наличии политической воли и стратегического мышления, способна внести ценный вклад в выработку новых международных норм.