Человечество входило в третье тысячелетие с надеждой, что наступает эпоха гуманизма и прогресса, когда старые противоречия и конфликты остались в прошлом веке, уместившим в себя две мировые войны, стали рудиментами глобального развития. В общественном сознании и интеллектуальных дискуссиях укреплялась мысль о том, что глобализация, рост уровня образования, развитие технологий и институтов демократии приведут к снижению конфликтности и укреплению универсальных ценностей.
Немалую роль в формировании этих ожиданий сыграли философские, теоретические концепции. Например, идея Ф. Фукуямы о «конце истории», предполагавшая торжество либеральной демократии как единственно возможной модели развития. Однако реальность показала, что религиозные и культурные различия продолжают, если не определять, то точно влиять на мировую политику. Конфликты на этноконфессиональной почве, рост экстремизма, радикализация и попытки использовать религию в качестве инструмента политической борьбы продолжают дестабилизировать международный мир и безопасность.
Яркое тому доказательство – палестино-израильский конфликт, продолжающийся по сей день и отзывающийся далеко за пределами региона. Дискуссии о признании Палестины рядом западных стран свидетельствуют о том, что происходящее – не локальное противостояние, а фактор, влияющий на глобальные политические процессы.
В этой связи международные инструменты, направленные на укрепление взаимопонимания, толерантности и доверия между народами и религиями, не теряют своей актуальности и даже приобретают новое значение в современных условиях.
В 2003 году, когда состоялся I Съезд лидеров мировых и традиционных религий, Казахстан, будучи полиэтническим и многоконфессиональным государством, предложил миру собственную модель межрелигиозного согласия. Спустя годы «казахстанский формат» стал визитной карточкой страны, вкладом в мировую практику диалога культур и религий. В его основе лежит убеждение, что многообразие верований и традиций не должно быть источником разобщенности, напротив, оно способно становиться фундаментом для сотрудничества, поиска общих ценностей.
«Казахстанский формат» опирается на несколько базовых принципов. Прежде всего, это инклюзивность, равенство всех конфессий и их право на полноценное развитие в рамках единого правового поля. Такой подход органично вписывается в логику концепции «Справедливого Казахстана», на реализацию которой направлен комплекс реформ в политической, экономической и социокультурной сферах. Он также согласуется с базовыми общенациональными ценностями – c единством и солидарностью.
Второй принцип – институционализация диалога, выражающаяся в деятельности Съезда лидеров мировых и традиционных религий, Ассамблеи народа Казахстана и других структур, обеспечивающих межконфессиональное согласие. Как Президент отметил на ХХХІV сессии Ассамблеи народа Казахстана, в Казахстане никогда не существовало дискриминации по этническому, языковому или религиозному признаку, а равные возможности для всех граждан и приверженность единству и миру являются фундаментальными принципами государственной политики.
Третий принцип – симбиоз внутренней стабильности и международной открытости. Национальная модель согласия превращается в дипломатический ресурс, укрепляющий международный имидж страны. За семь прошедших съездов Казахстан посетили сотни делегаций со всего мира. В нынешнем, VIII, форуме, примут участие представители более пятидесяти государств. Иными словами, в Астане в поисках путей укрепления религиозного консенсуса соберутся представители трети стран мира.
В условиях хрупкости международных договоренностей и эрозии доверия принципы «казахстанского формата» вновь актуальны и востребованы. Опыт Казахстана показывает: устойчивое согласие возможно лишь там, где создаются равные условия для диалога и выстраивается культура доверия. В этом смысле формат выходит за рамки национальных границ, предлагая миру практический инструмент поиска баланса и взаимопонимания в условиях турбулентности.
В недавнем разговоре с Президентом Украины В. Зеленским Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что «худой мир лучше доброй войны». То есть даже самый трудный и противоречивый диалог предпочтительнее конфронтации. В международной практике такой диалог требует устойчивых опор и институтов. Съезд лидеров мировых и традиционных религий стал одной из них.
На его площадке встречаются и выступают религиозные лидеры и богословы мирового масштаба, руководители международных организаций. Здесь звучали голоса Папы Римского, Верховного имама Аль-Азхара, православных патриархов, раввинов, представителей буддийских и индуистских традиций. Участие структур вроде ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ исчерпывающе легитимизирует Съезд, показывает, что идея, рожденная в сердце Евразии, востребована глобально.
В результате синергия международных организаций и религиозных институтов делают форум площадкой для конструктивного и уважительного общения. В этом смысле Астана выступает не только организатором встреч, но и генератором идей, направленных на гармонизацию международных отношений.
Значение VIII Съезда лидеров мировых и традиционных религий, где вновь соберутся представители нескольких десятков стран, выходит за рамки традиционного межконфессионального диалога. Форум превращается в площадку, где обсуждаются темы, напрямую влияющие на устойчивость и безопасность международного сообщества. В центре внимания окажутся вопросы:
Особое внимание в программе VIII Съезда будет уделено Форуму молодых религиозных лидеров и специальной сессии под эгидой Альянса цивилизаций ООН. Такие формы обеспечивают преемственность диалога и механизм трансляции его ценностей в будущее. Фокус на молодежных лидерах отражает осознание того, что именно новое поколение выступает основным агентом социальной и культурной трансформации.
В целом, казахстанский формат межрелигиозного согласия можно рассматривать как институционализированный опыт управления этноконфессиональным многообразием, опирающийся на принципы равноправия и диалога. Его значение заключается не столько в декларативных установках, сколько в выстраивании устойчивых механизмов взаимодействия между различными религиозными и культурными сообществами. Формат показывает, что наличие различий не обязательно трансформируется в источник конфликта, а при соответствующих условиях может становиться фактором социального капитала и фундаментом совместного развития.
В международной перспективе казахстанский опыт интересен как практический пример поиска баланса между внутренней стабильностью и вовлеченностью в глобальные процессы, как вклад в совершенствование культуры межрелигиозного диалога. В этом проявляется универсальность «казахстанского формата» – он соединяет локальное и глобальное измерения, национальную специфику и общечеловеческие ценности. Поэтому сегодня Съезд лидеров мировых и традиционных религий воспринимается как часть мировой архитектуры конструктивного диалога, без которого невозможно построить устойчивый и мирный XXI век.
Автор: Олжас Туремуратов,
аналитик Казахстанского института общественного развития