Председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов выступая на пленарном заседании Мажилиса заявил, что ключевым фактором, способствующим разрушению дорог, является проезд по ним тяжеловесных транспортных средств с нарушением разрешенной массы.
В связи с этим он предложил ввести запрет на проезд большегрузов по дорогам общего пользования.
Смаилов представил депутатам результаты аудита автомобильной отрасли назвав ситуацию в ней тревожной.
Выявлены в результате аудита существенные системные недостатки, требующие незамедлительных решений. Всего за последние четыре года на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог выделено порядка 1,9 трлн тенге. По данным аудита, доля автодорог республиканского значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, составляет всего 72%.
При этом он подчеркнул, что ключевым фактором, способствующим разрушению дорог, является проезд тяжеловесных машин с нарушением разрешенной массы, пояснил он.
Эта проблема существует и никак не решается долгие годы по причине лоббирования интересов отдельных участников перевозочного процесса и отсутствия принципиальной позиции госорганов. Некорректно фиксируются нарушения, установленные автоматизированными станциями измерений. Нужен категорический запрет на проезд большегрузов по дорогам общего пользования. И ужесточение ответственности за причиняемый ущерб государству, – считает глава ВАП.
Также, по его словам, ухудшению состояния дорог способствует реализация проектов по среднему ремонту, не требующих разработки проектно-сметной документации и проведения экспертизы.
Установлено низкое качество управления проектами по международным займам под гарантию государства. Имеет место затягивание сроков их реализации. Это привело к потерям республиканского бюджета почти на 40 млрд тенге в виде выплаты вознаграждений за обслуживание оплаченных и неосвоенных авансов, к удорожанию проектов на 294 млрд тенге, к оплате НК «КазАвтоЖол» 21 млрд тенге неподтвержденных понесенных затрат. Не проводится оценка достигнутых эффектов от привлеченных средств под гарантию государства. Себестоимость таких проектов на предмет возможного удешевления не анализируется. К примеру, стоимость 1 км дорог за счет гарантированных займов выше стоимости строительства за счет бюджетных средств в среднем в три раза.
Дефицит строительных материалов и их низкое качество также отражаются как на себестоимости строительства и ремонта дорог, так и на своевременности реализации проектов автодорожной отрасли.
Проведение экспертизы качества работ и материалов при строительстве, реконструкции и ремонте автодорог недостаточно эффективно. Сохраняется остаточный принцип финансирования работ по текущему содержанию дорог. За последние четыре года в среднем 67% от норматива. Имеет место недоукомплектованность НК «КазАвтоЖол» дорожно-эксплуатационной техникой, необходимой для содержания автодорог республиканского значения. По каждому недостатку выработаны конкретные поручения и рекомендации. Они будут на жестком контроле до полного исполнения, – заявил Смаилов.