Cенатор Арман Утегулов высказался о системе пассажирских перевозок в Казахстане: по его мнению, с таким уровнем ЖД-транспорта говорить о развитии туризма бесполезно
В Казахстане до сих пор не могут обеспечить даже элементарную перевозку жителей из одного региона в другой, не говоря о хотя бы минимальном, по мировым меркам, сервисе. Такое заявление сделал сенатор Утегулов на пленарном заседании верхней палаты Парламента РК 6 июня.
Сенатор отметил, что в стране по многим направлениям внутренних перевозок невозможно купить билет на поезд даже за месяц до поездки. И это несмотря на то, что пассажирскими перевозками в стране занимается одна национальная и 13 частных железнодорожных компаний.
«Пока в соседних странах запускают высокоскоростные поезда, инвестируют в железную дорогу и развивают туризм, в Казахстане до сих пор не могут обеспечить элементарную перевозку жителей из одного региона в другой», – сказал Арман Утегулов.
По его мнению, главные проблемы отрасли пассажирских перевозок в железнодорожной отрасли Казахстана не решаются десятилетиями. Это, в частности, недостаточное развитие инфраструктуры, износ и дефицит вагонов, низкий уровень автоматизации процессов. При всём том, стоимость билетов в стране достаточно высокая – даже выше, чем в ряде соседних стран СНГ. И при таких ценах уровень обслуживания, по словам Утегулова, является крайне низким.
Одной из причин такой ситуации сенатор считает неэффективную работу частных компаний в сфере пассажирских перевозок. Несмотря на наличие более десятка компаний, конкуренции в этой сфере нет, отметил он.
«В настоящее время ТОО «Сарыарка», занимающееся пассажирскими перевозками по маршруту «Уральск – Астана», несмотря на интенсивные субсидии из республиканского бюджета, не выполняет свои обязанности в полной мере. Особенно в летний сезон затрудняются возможности получения билетов и часто возникают недовольства со стороны пассажиров. Компания не хочет тратиться на прибавление составов дополнительными вагонами и покупку новых вагонов. В результате жители региона остаются без билетов, а на покупку авиабилетов не у всех есть возможность. К примеру, сейчас, если вы ищете билет по маршруту «Уральск – Астана – Алматы», то более чем на месяц они уже закончились. Несколько лет назад был запущен ещё один поезд «Тальго», но из-за нерентабельности маршрута он был остановлен», – привёл пример сенатор.
По его словам, аналогичная картина наблюдается и на множестве других направлений движения поездов. Из-за этого, отметил Утегулов, люди часто вынуждены использовать частное такси для поездок на дальние расстояния – например, из Уральска ездят на такси в Астану и Актобе. Преодолевать более чем тысячекилометровые расстояния на частном автотранспорте опасно – большая дальность, низкая квалификация водителей и не всегда хорошее техническое состояние такси увеличивают риск автокатастроф.
Сенатор обратился к правительству с пожеланием рассмотреть вопрос о возврате от физического лица в собственность государства компании пассажирских перевозок ТОО «Сарыарка», а также попросил выделить новые вагоны для направления на Уральск. Также он призвал обратить внимание на состояние железнодорожных пассажирских маршрутов по всем направлениям.