Петиция собрала более 50 тысяч голосов, поэтому по ней уже начали работать, отметил глава верхней палаты парламента
Отвечая на вопрос журналистов касательно судьбы документа, Маулен Ашимбаев призвал дождаться результатов рассмотрения петиции уполномоченным государственным органом. Он отметил, что в правительстве и парламенте прекрасно знают, чем именно недовольны казахстанцы в вопросе утильсбора.
«Насколько я знаю, петицию подписали 50 тысяч человек. Поэтому в соответствии с законами нашей страны она официально рассматривается уполномоченным госорганом. Министерство промышленности и строительства, насколько я знаю, взяло в работу эту петицию, создана рабочая группа, куда вошли и представители общественности, и заинтересованных групп. И эта рабочая группа рассмотрит требования и предложения, изложенные в петиции», – отметил Ашимбаев.
По его словам, когда министерство выработает какую-то позицию по этому вопросу, её доведут до общественности и депутатов.
«Ключевой вывод в том, что мы должны поддерживать наших производителей в сфере сельхозпродукции, машиностроения. Но в то же время общественность задает вопрос: «Как используются эти средства?» Очевидно одно: общественность говорит, что недостаточно информации, как используются эти средства, куда они направляются, как их используют те или иные компании. Здесь, видимо, есть вопросы. Нужна большая прозрачность, открытость и больше информации для общественности, как используется утильсбор», – добавил спикер Сената.
Ашимбаев напомнил, что в своё время, когда на этом рынке работала компания «Оператор РОП», было много вопросов именно по поводу собираемых средств. «Структуры и организации, которые используют эти средства, должны обеспечить полную прозрачность, а казахстанцы должны знать, на что уходят деньги, тогда таких вопросов не будет», – подчеркнул глава палаты.
Возможно, общественно-политическая коллизия с петицией об отмене утильсбора окажется сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Проблема в том, что сама тема утильсбора в общественном мнении ассоциируется с печально памятной компанией «Оператор РОП», то есть с так называемым «старым Казахстаном» и его атрибутами. А именно – с пресловутым «агашизмом», с узким кругом избранных, а также «компаниями-прокладками», через которые этот круг кормился и которые резко раскритиковал Президент после трагических событий января 2022-го. В данном контексте Министерству промышленности в рамках созданной рабочей группы придётся очень серьёзно подумать над аргументами о том, почему утильсбор нужен, да и действительно ли он нужен. Аргументы должны быть убедительными для широких масс населения, они должны обоснованно доказывать, что «старого Казахстана» здесь больше нет и не будет, что собираемые поступления на самом деле будут прозрачными и подконтрольными общественности.
Найти такие аргументы будет непросто.