Мы приступили к построению справедливой и конкурентной экономической системы.
Занялись вопросами диверсификации и демонополизации экономики, обновления инфраструктуры, поддержки бизнеса и привлечения инвестиций. Последовательно решались наболевшие вопросы социальной сферы. По всей стране началось строительство школ, в том числе «комфортных школ», в сёлах возводятся медицинские объекты, заявил Президент Казахстана в расширенном интервью. Напомню, опубликовали его в газете EgemenQazaqstan. Как важные политические реформы, реализованные в Казахстане, отразятся на жизни граждан? В чём преимущества нового Социального Кодекса? И какой ощутимый эффект дают заседания Национального курултая? Своё мнение по этим вопросам выразил руководитель Института Евразийской политики Максим Крамаренко.
— Максим Борисович, 2023 год в Казахстане был ознаменован значимыми событиями. Как отметил Президент в интервью, в стране подошли к завершению основных политических реформ. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому поводу.
-2023 год для Казахстана стал завершением перестройки механизмов государственного управления. Наверное, это ключевой момент в реформах, которые реализует наш Президент, созидая «справедливое государство». Это нашло своё выражение в проведении выборов в Мажилис Парламента РК по новым правилам, когда часть депутатов была избрана не от партий, а путём самовыдвижения. То есть, чтобы принять активное участие в управлении государством, сейчас не обязательно состоять в партии, и как-то заслужить в ней право попасть в партийный список. Теперь есть альтернативный путь – ты сам можешь проявлять социально-полезную активность в обществе, продемонстрировав потенциальным избирателям, грубо говоря, свои умения, навыки и устремления к улучшению жизни общества. Кроме этого, прошло тестирование на практике идеи о выборах акимов районов и городов областного значения. Они, правда, пока прошли не повсеместно. Но, можно предположить, что в ближайшее время всех акимов будет избирать народ. Для законодательного подтверждения конституционного тезиса о том, что основным источником власти в государстве является народ, принимается закон об общественном контроле за государственными и квазигосударственными структурами. Начинает работать механизм онлай-петиций. Все эти результаты политических реформ уже вселили казахстанцам веру в то, что Жана Казахстан – это проект построения справедливого государства, обеспечивающего равные возможности для его граждан. К тому же, концепт справедливости закрепляется наглядно, путем возвращения активов, незаконно выведенных из республики и неотвратимостью наказания за это. На эти средства уже открыли 43 новые школы.
-Последовательно в прошлом году решались и наболевшие вопросы социальной сферы. Назовите основные моменты, по Вашему мнению, связанные с улучшением уровня благосостояния казахстанцев.
-В этой сфере, наверное, главным стало принятие Социального кодекса, который регламентирует оказание социальной помощи различным группам населения: пенсионерам, лицам с ограниченными возможностями, безработным и т.д. Ранее существовали разрозненные правовые акты, регулирующие эту сферу, между нормами которых могли возникать противоречия. Сейчас, когда всё сведено в один документ, эта проблема снята. Летом прошлого года Мажилис разработал правовой механизм реализации идеи Президента Токаева о выплатах детям денежных средств из Национального фонда. Теперь, начиная с 1 января 2024 года, каждый ребёнок-казахстанец получает на свой счет выплаты, которые сможет по достижении совершеннолетия использовать для решения своих нужд, например, потратив их на обучение в вузе. Немаловажным стало решение об изменении расчетов минимальной заработной платы. Раньше она привязывалась к уровню прожиточного минимума, и пересчитывалась с учётом инфляции. Теперь же будет использоваться методика на основе определения медианной заработной платы, то есть через установление среднего заработка казахстанцев. Эти политические решения, несомненно, указывают на социальную ориентированность государства, в котором забота о человеческом капитале является базовой функцией.
-Администрация Президента сейчас выступает как политический штаб, не вмешивающийся в работу исполнительной власти в режиме «ручного управления». Дублировавшиеся ранее функции переданы Правительству, резюмировал Касым-Жомарт Токаев. Какое значение для нашей республики имеет данная реформа?
-Это важная административная реформа, которая разграничила полномочия и ответственность между различными уровнями исполнительной власти. Теперь будет легче определить «виноватого» при возможных сбоях в реализации текущей внутренней политики. Администрация Президента в этой системе властных полномочий будет, скорее всего, «получателем» обратной связи, чтобы обеспечивать устойчивость политической системы, информируя главу государства о том, где, на каком уровне существуют недочёты в работе Правительства или местных исполнительных органов. Тем самым, при отсутствии дублирующихся ранее функций, не будет перекладывания ответственности, что повысит оперативность в разрешении возможных управленческих проблем.
-Говоря о внешней политике, К. Токаев отметил, что она, как и прежде, будет конструктивной и сбалансированной с учётом национальных интересов государства, отметил Президент. О чём, на Ваш взгляд, свидетельствует это заявление Президента?
-Казахстан придерживается во внешней политике принципа «прагматичной многовекторности», что определяет нашу позицию на мировой арене. Из отношений с различными государствами мы стремимся извлекать выгоду, причём, речь идёт не только об экономике, но и развитии в целом партнёрских связей с другими государствами для разрешения различных международных проблем, которые могут нанести вред и нашей стране. При этом, руководствуясь этим принципом, мы проводим независимую внешнюю политику, направленную на реализацию своих собственных интересов. Такой поход способствовал росту нашего внешнеполитического имиджа, в результате чего в итоге в этом году Казахстан председательствует в различных международных организациях: ШОС, ОДКБ, Организация тюркских государств, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Исламская организация по продовольственной безопасности, а также Программа Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). На одном из телеграм-каналов по этому поводу был дан любопытный эпитет нашей стране: «Казахстан 2024 – геополитический связной», подразумевая под этим то, что у нас есть возможность сыграть важную роль в укреплении сотрудничества между государствами, входящими в наш макрорегион. И я согласен с этим мнением. Перед Казахстаном открываются большие возможности в наступившем году повысить свой авторитет, способствуя устойчивому развитию, укреплению безопасности и усилению экономических связей в Большой Евразии.
-Полезной площадкой для обсуждения вопросов идеологической сферы, формирования нового качества нации, обновления системы ценностей общества, Глава государства назвал заседания Национального курултая. В чём преимущества создания института? Как, по Вашему мнению, деятельность членов организации отражается на развитии нашей республики?
-Национальный Курултай «вырос» из национального совета общественного доверия (НСОД), который создал Касым-Жомарт Токаев в начале своего президентства. Члены НСОД в свое время высказали ряд инициатив, которые затем были включены в пакет реформ государства, происходящих сейчас. То есть, фактически НСОД выполнил роль инструмента «слышащего государства», благодаря которому Президент смог правильно понять запрос общества и произвести соответствующие политические преобразования. Пришедший ему на смену Национальный Курултай выполняет аналогичные функции. Но кроме этого, эта структура решает ещё ряд задач. Во-первых, самое название «Курултай», как и место его первого проведения – мавзолей Джучи-хана, выступили в качестве политического символа, указывающего на то, что государственность Казахстана имеет многовековую историю, и возможно, берёт свое начало от Улуса – Джучи. Тем самым, во-вторых, Курултай встроен в политику национально-государственного строительства, так как к его функциям относится выработка идей и шагов по дальнейшему развитию общественной консолидации, того самого полезного изменения качества казахстанской нации. Ну, и в-третьих, для обеспечения той самой консолидации общества, Курултай выполняет площадку для диалога между представителями общественности, политических партий, неправительственного сектора и государственных органов. Главный эффект от деятельности Курултая мы с вами обсудили выше – это те самые политические и социальные преобразования, которые произошли в прошлом году, благодаря которым казахстанцы ощутили дух позитивных перемен и формирование действительно справедливого государства, служащего интересам простого человека.