Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Ужесточение ответственности за фейки снизило число правонарушений

222
заставочное фото report.az

Распространение дезинформации стало общемировой проблемой с началом пандемии в 2020 году. Это констатировал генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш летом 2023 года в аналитической записке об этичности информации на цифровых платформах.

Он предложил создать Кодекс поведения для обеспечения этичности информации на цифровых платформах, который станет основой для согласованных глобальных действий по борьбе с дезинформацией и языком ненависти. И поскольку цифровые платформы не имеют географических границ, кодекс должен коснуться всех стран.

Не сядешь, так заплатишь

Параллельно с ООН работа по борьбе с дезинформацией активно велась и в Казахстане. 10 июля Касым-Жомарт Токаев подписал закон об онлайн-платформах и блогерах, по которому на этих субъектов наложена ответственность за достоверность распространяемой информации.

То есть в Казахстане помимо ранее существовавшей 274-й статьи УК РК «Распространение заведомо ложной информации с использованием средств массовой информации, сетей телекоммуникаций и онлайн-платформ», предусматривающей уголовную ответственность, появилась ответственность еще и административная – крупный штраф или арест до 15 суток по статье 456-2 Кодекса об административных правонарушениях.

Например, для физлиц (пользователей соцсетей) публикация фейков может стоить 20 МРП, а для блогеров (кто работает на условиях предпринимательства) – уже 30 МРП. За повторное нарушение в течение года уже может применяться арест на 10 суток для физлиц и 15 суток – для блогеров

Как сработала эта административная норма, можно будет проанализировать в начале 2024-го года, когда комитет правовой статистики и спецучетов выложит первую аналитику за 2023 год.

А вот по уголовной части ответственности за распространение дезинформации, судя по публикациям в СМИ, в 2023 году в места лишения свободы отправились всего трое новых сидельцев. Но в этом случае речь идет о людях, чьи действия имели серьезные правовые последствия. Заместитель генерального прокурора Жандос Умиралиев даже давал по этому поводу разъяснения.

Тотальный фактчекинг

Кстати, на тему распространения дезинформации в зарегистрированных СМИ, что чаще всего заканчивается судебными исками к медиаресурсам, в начале 2023 года вестник ЕНУ им. Гумилева публиковал интересную статью ученых о необходимости повсеместного внедрения фактчекинговых подразделений в масс-медиа по примеру работы ресурсов Factcheck.kz и Stopfake.kz.

На этот материал практически никто не обратил внимания, но авторы статьи справедливо заметили «необходимость культивирования у журналистов навыков и компетенций, связанных с развитием «фактчекингового сознания» и повышения уровня качества и надежности новостного информационного материала».

«В период информационных войн, феномена «постправды», развития социальных сетей в качестве источников информации одной из первостепенных потребностей СМИ становится подготовка журналистов, умеющих профессионально осуществлять работу в области фактчекинга и верификации данных», — написали Галия Аксеит и Арыспай Кабдугалиев.

Не звони им, не звони

Наконец, не меньше головной боли государству доставляют телефонные лжетеррористы. Они хоть и не влияют в целом на формирование общественного мнения своими действиями, но парализуют работу «заминированных» ими учреждений и влекут серьезные расходы экстренных служб.

В частности, в 2023 году по состоянию на сентябрь органами внутренних дел зарегистрировано 118 уголовных дел по фактам лжетерроризма, 11 человек получили судимости.

По словам заместителя начальника департамента по противодействию экстремизму МВД РК Дархана Разуева,

растет число несовершеннолетних казахстанцев, играющих с государством в террористов. В 2022 году 3 из 12 подростков осудили к ограничению свободы, а в 2023-м только к сентябрю были задержаны 11 подростков-лжетеррористов

Четверо из них оказались младше 14 лет, их родителей оштрафовали за неисполнение обязанностей по воспитанию детей КоАП. Остальные дети все еще под следствием.

В полиции констатируют факт того, что отрицательное воздействие на криминогенное сознание подрастающего поколения оказывают социальные сети. Дархан Разуев подчеркнул, что в полиции есть факты, когда преступные рассылки от имени детей совершали третьи лица, которые путем обмана через социальные платформы получали доступ к личным страницам детей.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter