Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
440
0.00
EUR
474
0.00
RUB
4.82
0.00

Как правительство раз за разом игнорировало поручения Токаева — Бисенбаев

1187
Фото: moderndiplomacy.eu

Дословно:

Вот просто последовательность поручений (привожу выдержки из выступлений президента) президента Токаева по развитию АПК и ценам, на которые правительство даже не реагирует.

1. 24 января 2020 г. Расширенное заседание правительства — «Несмотря на то, что за последние 5 лет в АПК направлено свыше 2,4 трлн тенге, доля сельского хозяйства в ВВП страны не превышает 4,5 %. Не удалось раскрыть экспортный потенциал, сохраняются вопросы полноценной продовольственной обеспеченности страны. Половину основного продовольствия и продуктов, потребляемых в стране, мы импортируем.

На этот счет было много разговоров и поручений, но задача не решена. Нужен совершенно новый и, главное, выверенный подход. АПК – это многострадальная сфера, над которой много экспериментировали. А по сути, нанесен серьезный ущерб продовольственной безопасности страны.

Это направление должно стать приоритетным в работе Правительства и акимов. Дальше так продолжаться не может».

2. 11 мая 2020 года. Выступление на заседании Госкомиссии по ЧП «В Казахстане порядка 1 миллиона 700 тысяч личных подсобных хозяйств. Однако их продукция не продается официально через торговые объекты и не поступает на перерабатывающие предприятия. Государство не получает от них налогов, занятые в таких хозяйствах практически не защищены социально. Поручаю Правительству совместно с НПП «Атамекен» запустить в нескольких регионах пилотный проект по развитию кооперационной цепочки на селе «от поля до прилавка». Затем можно приступить к масштабированию проекта и к середине 2021 года разработать полноценную Программ».

3. Снова выступление на комиссии по ЧП 23 марта 2020 года. «К сожалению, мы столкнулись с фактами, когда недобросовестные люди решили воспользоваться непростой ситуацией и нажиться на населении, занимаются спекуляцией. Соответствующие органы выявляют и пресекают подобные попытки. Это правильно. Как говорят французы, A la querre comme a la querre – «На войне как на войне». Для систематизации этой работы требуется утвердить объективно необходимый перечень социально значимых товаров, по которому мы введем государственное регулирование цен.

Во всех областях и городах у нас достаточно продовольствия и товаров первой необходимости.

Вместе с тем сейчас каждому акиму региона необходимо наладить реальный учет наличия товаров первоочередного спроса. Формальный подход здесь недопустим».

4. Обращение 16 марта 2020 года. «На волне ажиотажа спекулятивное завышение цен недопустимо. По моему поручению Правительство и акимы всех уровней возьмут этот вопрос на жесткий контроль».

5. Выступление в Экибастузе

«В текущем году цены на социально значимые продовольственные товары выросли на 10,4 %. По итогам 9 месяцев общий рост инфляции составил 8,9 %. Несмотря на сбор урожая цены на овощную продукцию растут (морковь на 41 %, капуста – 31 %, картофель – 22 %). Продолжается рост и по другим продтоварам (масло подсолнечное – 30 %, мясо птицы – 18 %, крупа гречневая – 17 %). По моему поручению созданы региональные комиссии по расследованию посреднических схем.

Но, к сожалению, результатов нет. Причем этих результатов не видит ни Президент, ни наши граждане. Администрация Президента должна разобраться и доложить в недельный срок. В конце концов, что происходит?!»

6. 2021 год, расширенное заседание правительства.

«Инфляция в стране за первые полгода составила 7,9 %. Это намного выше установленного целевого коридора 4-6 %. Острейшей проблемой стало подорожание продуктов питания.

Пандемия обнажила уязвимость страны с точки зрения продовольственной безопасности… В то же время критика неспособности отечественной сельхозотрасли обеспечить внутренний рынок базовыми продуктами абсолютно справедлива. Помимо производственных издержек, ключевыми факторами ценообразования являются сезонность и непрозрачные посреднические схемы.
Поручения по строительству и модернизации овощехранилищ давались не раз. Эти вопросы рассматривались и на заседаниях Правительства. К сожалению, ситуация в лучшую сторону не меняется».

Самое интересное и печальное в том, что положение вовсе не улучшается, даже наоборот.

7. 19 апреля 2023 года на расширенном заседании по вопросам развития Токаев вновь констатирует: «При ежегодном сборе более 8 миллионов тонн овощей и картофеля общая вместимость овощехранилищ составляет всего 1,7 миллиона тонн.

Да и то, это, похоже, завышенная цифра. При этом 60% овощехранилищ не оборудовано холодильными установками, срок эксплуатации 30% складских помещений превышает 20 лет. В результате потери при хранении достигают астрономических 35, а иногда 40% от объемов заготовленной продукции. Правительство должно системно заняться решением этой проблемы».

8. 19 апреля 2023 года! На расширенном заседании Токаев вновь констатирует: «Мы наблюдаем небывалый за последние 15 лет рост цен на продовольственные товары. В феврале текущего года инфляция составила 21,3%, достигнув своего пика. Жұрттың ай сайын жұмсайтын қаржысының тең жартысынан көбі азық-түлік алуға кетеді. Үкіметтің әрекеті жеткіліксіз болып отыр. Тыйым салу және шектеу шаралары уақытша ғана әсер етеді. Мұндай қадамдар қиындықтың бетін қайтарса да, одан біржола құтылуға мүмкіндік бермейді, тіпті, мәселені ушықтырады деуге болады».

Но планы-то были совсем другие. На расширенном заседании правительства 14 июля 2022 года предполагалось, судя по речи президента, что «Производство сливочного масла сократилось на 12 %, обработанного молока – на 7,5 %, сахара – на 5,5 %, сыров – на 3 %. В то же время объемы импорта выросли на 22 %. В частности, ввоз молока увеличился на 17 %. Профильное министерство докладывает, что в 2023 году Казахстан достигнет продовольственной независимости по мясу птицы (доля импорта сейчас составляет 40 %), колбасным изделиям (44 %) рыбе (60 %), сырам и творогу (50 %), сахару (60 %), молочной продукции (4 %).

Но мы видим иную картину. К примеру, из ранее введенных семи сахарных заводов сегодня действуют только четыре (в Алматинской и Жамбылской обл.), которые загружены лишь на треть (31 %). Минсельхозом планируется увеличить долю свекловичного сахара в 6 раз к 2026 году (с 7 до 43 %). Однако за последние четыре года площади сахарной свеклы сократились на треть».

И так далее. Причем поручения были по самым разным проблемам — от продовольствия до интернета. И они не исполняются. Либо поручения неправильные, либо правительство имеет право не исполнять поручения, либо обе стороны просто играют в поручения и исполнения. Так что, уважаемые читатели, вовсе не удивительно что в конце концов правительство решило отказаться от контроля цен. Это честнее, чем делать вид, что поручения будут исполнены».

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter