В современном обществе проблема суицидального поведения среди подростков становится всё более актуальной. Воспитатели и психологи часто сталкиваются с жалобами родителей на «неуправляемость» детей, выражающуюся в различных проявлениях от шалостей на уроках до агрессивных поступков в отношении сверстников и учителей. В подобных случаях, родители обращаются за помощью, стремясь убедиться в том, что у их ребенка все в порядке с психикой.
Даже у малышей в возрасте двух-трех лет, когда им требуется внимание родителей, могут проявляться разнообразные формы негативного поведения, такие как разбивание посуды или нарушение режима туалета.
Неудивительно, что в некоторых случаях подростки прибегают к суициду, пытаясь привлечь внимание к своей проблеме. Суицид сегодня является одной из основных причин смерти среди молодежи. По статистике, 30% людей в возрасте от 15 до 24 лет имеют суицидальные мысли, при этом 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. В 10% случаев целью суицидального поведения является стремление привлечь внимание.
Согласно данным РНПЦ ППН, смертность от самоубийств в Республике Казахстан составляет 26,9 на 100 000 человек населения, что превышает мировой критический уровень в 20 случаях на 100 000 человек в год.
В данном возрасте выделяют три типа суицидального поведения: демонстративное, аффективное и истинное. Для распознавания истинных намерений о прерывании жизни необходимо обращать внимание на различные признаки, такие как внезапные изменения в поведении, вербальные сигналы (прощание, уверение в беспомощности), а также эмоциональные признаки (безнадежность, переживание горя, признаки депрессии).
Существует ряд факторов, которые препятствуют возникновению суицидального поведения у подростков
Среди них эмоциональная привязанность к родным, чувство долга, боязнь причинения физического вреда себе, учёт общественного мнения, наличие планов на будущее, духовные и эстетические критерии в мышлении, а также религиозность.
Общение с детьми «группы риска» требует особого подхода
Важно подходить к проблеме с пониманием и заботой. Наилучшим образом, следует использовать конструктивные подходы, вселять надежду и предоставлять поддержку.
Ключевыми правилами общения с детьми «группы риска» являются подбор ключей к разгадке суицида, установление заботливых взаимоотношений, быть внимательным слушателем, избегание критики и осуждения, предложение конструктивных подходов, вселение надежды, оценка степени риска самоубийства и обращение за помощью к специалистам.
Важно избегать определенных форм общения, таких как критика, угрозы и издевательство, которые могут усугубить ситуацию
Постоянная забота и поддержка играют решающую роль в предупреждении суицидального поведения среди подростков.