Разные причины толкают людей на такой страшный шаг, как самоубийство. Ужасный исход, но не менее тяжела участь тех, кто потерял близкого. На них наваливаются отрицание, злость на себя и чувство вины, которые могут обернуться тяжелой и затяжной депрессией.
Те, кто находится в ближайшем кругу к человеку, совершившему самоубийство, определяются как «пережившие самоубийство». По общепринятым оценкам, в кругу одного человека, как правило, около 25 близких людей, к которым относятся члены семьи, друзья и коллеги.
Самоубийство близкого человека потрясает и ужасает, а его принятие требует сил и времени. Первое, с чем сталкивается человек, – отрицание, нежелание осознавать случившееся. Чувство шока характеризуется онемением, спутанностью сознания, бессонницей и ночными кошмарами.
В ситуациях, где психика отрицает реальность происходящего, психологи советуют переместить фокус на осознание того, что самоубийство является личным решением отчаявшегося человека и далеко не каждый суицид можно предотвратить. Исключением являются случаи искаженного восприятия действительности вследствие употребления алкоголя или наркотиков, а также психические расстройства.
Во главе сложных чувств, одолевающих человека, зачастую находятся чувство вины, скорби и то, что жизнь бесповоротно изменилась. Такая негативная гамма эмоций может как сплотить, так и разъединить близких: кто-то во время горя ищет поддержку, другие же, наоборот, – виновного, что может стать причиной для конфликтов. Важно осознавать, что нет единого правила о том, как нужно скорбеть. Не совершать импульсивных поступков и не поддаваться страстям для того, чтобы отвлечься.
Произошедшее переживается не только на уровне чувств, мыслей, верований, ценностей, но и на физическом. Поэтому важно делать дыхательные практики, выходить на прогулку и продолжать жить. Так, шаг за шагом человек формирует для себя новое будущее.
Симптомокомплекс, вызванный потерей близкого человека, часто сопровождается длительным поиском объяснения причин происшедшей трагедии. Порой вопрос о том, что же сподвигло человека на суицид, может оставаться открытым годами. Важно следить за своим состоянием и понимать, помогают поиски ответа в исцелении или нет.
На первом этапе кажется, что этот вопрос никогда не перестанет беспокоить вас, однако спустя время начинаются мелкие изменения, и мысли о причине становятся все менее и менее тревожными.
Вспоминая ситуации из прошлого с нынешними знаниями, многие вещи кажутся нам очевидными, а поступки глупыми. На фоне этого нас часто терзают мысли о том, что было бы, поступи мы иначе.
Повторное прокручивание в сознании воспоминаний о происшедших событиях – естественный и необходимый способ преодоления случившегося. Исследования показывают, что люди, потерявшие близкого человека в результате самоубийства, подвергают свои поступки критической оценке в большей степени, нежели те, кто потерял близких каким-либо другим способом.
Давление оказывает и боязнь делиться горем с другими, из-за страха быть осужденным. Несмотря на то что из года в год общество становится более лояльным, многие до сих пор не готовы обсуждать тему суицида, а порой и вовсе открыто обвиняют «переживших самоубийство» в случившемся.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются переживающие потерю, – воссоздание в сознании картины гибели, даже если человек не был ее свидетелем. Обнаружение тела также может стать сильной травмой, которую сложно принять и пережить, отмечает психотерапевт Виктория Левина, приходской психолог Вознесенского собора в Алматы.
«Человеческая жизнь подвержена различным трагическим ситуациям. Мы люди, и жизнь заставляет проживать нас всю полноту эмоций: радость, горе, смерть и рождение. Когда мы сталкиваемся с такими состояниями, как смерть близкого, тем более суицид, это, конечно, очень и очень большой шок, непонимание, почему так произошло. Конечно, постепенно человеческая личность в индивидуальном порядке начинает адаптироваться и принимать то, что случилось.
Из-за того, что мы все индивидуальны, принятие случившегося у каждого человека происходит по-разному. Кто-то через месяц-два уже живет дальше, другие люди не могут выйти из траура годами.
Общих рецептов, как это пережить, нет, потому что это действительно большое горе, и каждый выбирается из него по-своему. Хорошо, если все-таки человек найдет в себе силы обратиться к терапевту и какое-то время будет получать профессиональную помощь», – говорит специалист.
Левина также подчеркивает: крайне важно не уходить в отрицание, не искать быстрые способы излечения, такие как просто прием антидепрессантов без терапии и работа над собой.
«Конечно, большую роль играет профилактика и недопущение самоубийства человека, который находится рядом. Многие машут рукой на заявления или жалобы от подростков, которые не понимают, что это будет конец, настоящий уход из жизни. Они себе проецируют, как они умрут, как все будут плакать и пожалеют, а потом мозг выдает им, что он просто встанет и пойдет, – это ловушка.
Люди порой не очень серьезно относятся к таким заявлениям или депрессивным состояниям своих близких. Многие не понимают, начинают советовать напиться, посмотреть на себя – как у тебя все хорошо, махнуть на происходящее рукой. Такие способы решения советовать человеку, находящемуся в глубокой депрессии с суицидными мыслями, недопустимо.
Здесь нужна работа психотерапевта или психиатра, в таких состояниях может быть аутоагрессия, самоповреждение.
Близким важно поддержать человека, понять его и убедить обратиться к профессионалу. Ведь если человека в подавленном состоянии зацепила мысль о суициде, она может быть воплощена в реальность», – объясняет Виктория Левина.
Для верующих людей самоубийство близкого – крайне тяжелая ситуация, которую особенно сложно принять, ведь по канонам ислама и христианства суицид является одним из тяжелейших грехов. Лишая себя жизни, человек обрекает себя на вечные муки в преисподней.
При этом в исламе считается, что при сохранении у человека до последнего момента жизни хотя бы крупинки веры в Создателя и всех Его пророков, в Священные писания и Судный день, вечное пребывание в аду, на которое обречен самоубийца, может иметь конец, когда будет на то милость и воля Всевышнего.
«Тема сложная и животрепещущая. Как пережить смерть близкого, который совершил суицид, самовольно ушел из жизни? Трудно дать какие-либо рекомендации.
Важно понимать, что суицид суициду рознь. Если человек был одержим психической болезнью либо находился под воздействием каких-либо веществ, то тут не вполне можно назвать это суицидом. Надо каждый случай разбирать по-отдельности, от этого зависит, возможна ли церковная молитва об усопшем или нет.
Церковь не молится в храмах, не подаются записки на литургию о тех, кто сознательно поставил себя вне церковной ограды, кто самовольно лишил себя жизни, тех, кто пренебрег великим даром, который дал Бог. Бог дал жизнь, и только он может ее забрать.
Цель человеческой жизни – максимально подготовить себя к ее завершению, но завершению в тот момент, когда посчитает Бог. Мы знаем, что каждый человек уходит именно в то время, которое наиболее благоприятно, чтобы перейти в вечность. Для встречи с Богом», – рассказывает ключарь Казанского храма в Алматы Георгий Рублинский.
Траур – естественная и нормальная реакция на потерю близкого и любимого человека. Слезы, трудности со сном – естественны и приемлемы. Многие люди в этот период находят успокоение в молитве о душе усопшего.
«То, что касается церковной молитвы, — она невозможна. Однако что мы можем сделать для наших близких и как нам получить утешение от Бога? За таких людей важна милостыня, келейная молитва – не церковная. Каждый человек может взять благословение у священника на чтение тех или иных молитв. Есть, например, молитва преподобного Льва Оптинского или псалтирь по усопшим близким, которые покончили с собой. И, конечно же, главнейшее – это изменение собственной жизни. Добрая жизнь ради наших близких и ради себя», – заключил Георгий Рублинский.
Автор: Александра Гузева, АПН