Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
525
+13.36
EUR
552
+11.86
RUB
4.93
+0.20

Нужно увеличить число регионов-доноров бюджета – эксперты

761
Фото: aa.com.tr

Какие регионы кормят Казахстан

По данным Комитета госдоходов, в 2022 году в бюджет страны поступило более 15,7 трлн тенге, что на 37,7% больше, чем в 2021 году.

Среди регионов, которые стали основными донорами:

  • Алматы – 4,1 трлн тенге;
  • Атырауская область – 2,3 трлн тенге;
  • Астана – 2,1 трлн тенге;
  • Алматинская область — 930,08 млрд тенге;
  • Карагандинская область — 812,68 млрд тенге.

Также активно пополняли казну Павлодарская область — 591,2 млрд тенге, Мангистауская область — 553 млрд тенге, Актюбинская область — 540,3 млрд тенге, ЗКО — 521,2 млрд тенге, СКО — 511,5 млрд тенге, Туркестанская область — 477,7 млрд тенге.

Шымкент уплатил налогов 441,6 млрд тенге, Костанайская область — 399,1 млрд тенге, Акмолинская область — 329,4 млрд тенге, Жетысу — 315,9 млрд тенге, Кызылординская область — 206,8 млрд тенге, Жамбылская область — 183,2 млрд тенге, СКО — 153,2 млрд тенге, Абай — 67,7 млрд тенге (сентябрь — декабрь 2022 года), Улытау – 16,3 млрд тенге (сентябрь — декабрь 2022 года).

Что говорят эксперты?

Экономист Шолпан Айтен считает, что необходимо увеличить местные ресурсы и кадровый потенциал, чтобы регионы стали приносить больше доходов.

«Регионы уже самостоятельно управляют бюджетами. С 2018 года сельские бюджеты будут формироваться отдельно. Проблема в том, что нынешняя система управления реализована не на 100 процентов. Налоговая система централизована, то есть налоги поступают в центральный бюджет и возвращаются в виде трансфертов, поэтому субсидии получают все регионы. Если регионам дать возможность быть самостоятельными и укрепить их ресурсы, то такая реформа принесет положительные результаты», — говорит эксперт.

Акимам также следует дать больше свободы в формировании доходов и расходов. Однако это может произойти только при отсутствии формального подхода, как в сельских бюджетах и ​​местном самоуправлении.

«Мы давно избираем районных акимов, даже появились отдельные сельские бюджеты. Но на самом деле у акимов не хватает ресурсов для улучшения сельской жизни, они по-прежнему зависят от решений районных и областных руководителей», — отмечает Шолпан Айтен.

При этом кадровый потенциал на районном уровне гораздо выше, чем на сельском, подчеркнула эксперт.

«Одним из оптимальных вариантов политики сокращения административных расходов является повышение уровня бюджета местного самоуправления до районного уровня и наделение его реальными полномочиями самоуправления. Для этого необходимы бюджетные и административные реформы. Таким образом, с учетом численности населения и количества населенных пунктов необходимо пересмотреть административно-территориальные единицы с целью определения оптимального уровня местного самоуправления. Бюджетную систему следует разделить на государственный и муниципальный. Все бюджеты районов и крупных сельских округов утверждаются в муниципальном бюджете».

Директор Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков поднял вопрос сохранения баланса между дотационными областями и регионами-донорами.

«Если обратить внимание на общую региональную экономическую политику, то 80% ВВП приходится на регионы. Согласно действующей платформе налогового и бюджетного кодексов, из 20 областей и городов республиканского значения только три являются донорами республиканского бюджета, а остальные стали дотационными. Если есть такой дисбаланс, то есть дисбаланс и в региональной политике. Поэтому эту проблему следует решать немедленно. В последние 20-30 лет под влиянием такой бюджетной политики появились очаги скрытых конфликтов. Сначала они возникли между областями и тремя городами республиканского статуса, а затем между областями и районными городами», — считает экономист.

Ряд проблем можно решить, предоставив регионам бюджетную независимость. Эксперт отметил, что такое решение необходимо и бизнесменам, которые уклоняются от уплаты налогов или скрывают свои налоги.

«В ходе развития региональной экономической политики мы должны предоставить им такую ​​возможность, как финансовую и бюджетную независимость. В противном случае дисбаланс между регионами будет углубляться. Если центр продолжит собирать высокие налоги, не исключено, что регионы отстанут в развитии. К тому же местные хозяйствующие субъекты начнут скрывать свои большие доходы и уклоняться от уплаты налогов. В настоящее время есть риск, что теневая экономика будет усугубляться».

То есть крупные инвестиции по-прежнему будут концентрироваться в секторе экономики с низкими налогами или налоговыми льготами.

«Именно поэтому президент выступил с инициативой усилить самостоятельность регионов и урегулировать политику сбора налогов. Если будет сохранен баланс между республиканским бюджетом и местным, то есть если будут учтены интересы сторон, то мы получим дополнительный импульс экономическому развитию. 20 акимов (17 областей, 3 города) мы разделили на две группы исходя из статей действующего Налогового и Бюджетного кодексов. Это с точки зрения ускорения роста валового внутреннего продукта», говорит экономист.

Акимов городов и районов, осуществляющих финансовое вложение в республиканский бюджет, можно назвать «немотивированными».

«Ведь они привлекают инвестиции, создают рабочую силу и начинают платить налоги. Но большая часть денег уходит в республиканский бюджет, поэтому они теряют мотивацию. Теперь, что касается 17 дотационных регионов, тут к работе уже приступят акимы. Начнут инвестировать и увеличивать число рабочих мест. Так, начнут поступать налоги. Если из 20 регионов -10 дотационные, то остальные должны быть донорами. Только тогда будет баланс».

А как у них?

Швейцария находится в топе стран с высокой финансовой независимостью регионов. Государство передает большую часть налоговых и бюджетных полномочий областям. Это способствует конкуренции между ними и стимулирует экономическое развитие.

Федеральные земли Германии обладают значительной финансовой самостоятельностью. Кроме того, система финансовых отношений между федеральным правительством и штатами обеспечивает стабильность и надежность денежных потоков. Это также способствует экономическому росту и социальной стабильности на всей территории страны.

В Канаде провинции и территории тоже принадлежат сами себе. Они могут устанавливать свои собственные налоги и бюджеты, что позволяет им адаптировать свои финансовые стратегии к местным потребностям. Это способствует развитию местного самоуправления и мобильности рабочей силы.

Норвегия получила выгоду от управления природными ресурсами, такими как нефть. В фонд поступают средства от продажи данного вида сырья в стране. В стране средства разделены между государством и муниципалитетами.

Как мы видим из мирового опыта, существуют разные пути повышения финансовой независимости регионов. Финансовая самостоятельность и управление ресурсами являются ключом к успешным стратегиям. Каждая страна должна адаптировать модель к своим особенностям и потребностям. Известно, что финансовая независимость регионов остается важным инструментом устойчивого развития, особенно в период глобальных вызовов и перемен.

Переводные статьи могут не отражать позицию редакции 365info и публикуются с целью повышения информированности наших читателей

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter