Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
440
0.00
EUR
474
0.00
RUB
4.82
0.00

Жизнь в приграничье должна быть не фактором бегства, а консолидации — Эдуард Полетаев

313

— В чем заключается особенность приграничных районов в Казахстане?

В политологии, социологии и в демографии приграничные взаимоотношения Казахстана представляют значимый объект для исследования просто потому, что новые приграничные регионы появились совсем недавно. Они появились в результате распада Советского Союза чуть более 30 лет назад и стали новыми объектами для научных и прикладных исследований. Тем более что в результате появления нового приграничья был запущен механизм сложных противоречивых процессов экономического, политического, социально-культурного характера. Не обращать внимание на это было нельзя.

Проблема в том, что исторически развитие Казахстана как в составе Российской империи, так и в рамках СССР предусматривало, в отличие от многих других республик и территорий, очень сильные изменения в административно-территориальном делении. Например, в течение 70 лет город Верный, нынешний Алматы, фактически контролировал половину нынешнего Кыргызстана, тогда еще Семиреченскую область, Бишкек и всю Иссык-Кульскую область, Пржевальск (ныне город Каракол). Столица сколько раз у нас «кочевала»: когда-то это был Оренбург, потом Кызылорда, Алматы, Астана. Даже области в Казахстане появились только в 1930-х годах. Тогда в Казахской АССР были только округа, потом все менялось, какие-то области образовывались, появлялись края, которые были отменены в 60-х годах в связи с хрущевскими реформами.

В постсоветский период для Казахстана, в отличие от других государств, характерно, что были не только перенос и переименования столицы, но и передача ряда районов из одной области в другие и перенос областных центров. Эти процессы говорят о том, что появлялись новые вызовы для Казахстана: были очень сильные различия между областями по потенциалу развития, особенно это проявилось в начале 1990-х годов. Власти в то время пытались как-то нейтрализовать негативные эффекты.

Педагоги в деле: проверку отчимов обкатывают в Алматы

Все казахстанские приграничные территории развивались то в составе Российской империи, то Советского Союза. А советский период был отмечен для всего казахстанского приграничья в первую очередь интенсивной социально-экономической модернизацией. Эти кооперационные цепочки выстраивались в рамках единого государства. Допустим, в Костанайской области идет добыча сырья, потом она идет на переработку в Челябинскую область. Таких примеров взаимодействия очень много. Тогда не учитывались внутренние границы, которые стали государственными. А государственные границы породили асинхронность этих процессов. Различия, которые существовали между соседними территориями подверглись трансформации и углубились, соответственно, это все привело к барьерной функции границ. Отсюда снизилась интенсивность приграничных контактов.

В какое-то время эта ситуация улучшалась, статистика говорила о росте трансграничного и межрегионального взаимодействия. С 2003 года Форум межрегионального сотрудничества проводится с участием глав двух государств – России и Казахстана. Сначала он назывался Форум приграничного сотрудничества, потом другие регионы подключились к взаимодействию. Это, так скажем, довольно эффективный политический инструмент, который помогал сотрудничеству двух стран. На форуме заключались контракты, встречались бизнесмены, да и для простого человека это всегда было выгодно, потому в том городе, куда приезжали президенты, строились и ремонтировались дороги, появлялись важные общественные здания – это все влияло на повседневную жизнь людей положительно.

Казахстан — это второе по территории государство постсоветского пространства, соответственно, приграничная территория огромна. Протяженность границы с Российской Федерацией составляет более 7500 километров – это самая длинная непрерывная сухопутная граница в мире. Впервые сразу 7 субъектов Казахстана оказались в положении приграничья, они обрели дополнительные границы со статусом государственных. А с созданием Абайской области таких у нас уже 8 субъектов, и это относительно российско-казахстанского приграничья. По сути дела, у нас внутренних областей, которые не имеют внешних границ, совсем немного — Акмолинская, Карагандинская, Улытау.

У нас территориальные особенности, экономическое развитие связаны с тем, что значительная часть городов находится как раз-таки в приграничье, а центр Казахстана, за исключением карагандинской агломерации и Жезказгана с Сатпаевым, достаточно безлюдные и малоразвитые в экономическом отношении территории. Несколько изменил ситуацию перенос столицы в Астану, но в целом большая часть населения страны живет в приграничье, как южном, так и северном.

— На Национальном курултае в Туркестане президент поднял вопрос развития приграничных районов. Как вы оцениваете его решение о восстановлении трех районов — Катон-Карагайского, Маркакольского и Маканчинского? Почему именно эти районы?

На востоке Казахстана больше возможностей для развития туризма появляется, но исторически там не сильно развивалась экономика и увеличивалось население. Это было связано с очень важными геополитическими реалиями — сложности во взаимоотношениями между Китаем и Советским Союзом.

Значительная часть прежнего приграничья не поощрялась для развития, поскольку это признавалось приграничными зонами, там в основном жили и работали военные. Тот же Алаколь не развивался как туристическая зона именно по причине его близкого соседства с Китаем. Также можно говорить о ряде районов Восточно-Казахстанской области, которую как раз поручил восстановить на национальном Курултае президент Касым-Жомарт Токаев. За долгое время эти территории стали каким-то «медвежьим углом», хотя бы в коммуникационном и транспортном отношении. Туда не на каждом автомобиле доберешься, не говоря уже об отсутствии поездов и малом количестве авиарейсов.

Правительству больно, оно растет — эксперт

Поскольку сейчас отношения уже наладились, Казахстан провел демаркацию всех государственных границ, заканчивается второй этап, поэтому восток Казахстана в ближайшее время обладает серьезным потенциалом для развития. Туда будут вкладываться деньги, привлекаться инвесторы. Там есть возможности для развития туризма, сельского хозяйства, торговли, в конце концов, никто не отменял транзитный потенциал.

— Почему люди уезжают из приграничных сел и районов? Можно ли сказать, что упразднение ряда районов в 1997 году сыграло свою роль в миграции из приграничья?

Ситуация такова, что в настоящее время государство значительное внимание уделяет развитию приграничных регионов, поскольку ситуация была не самая благополучная в 90-х годах. О мерах по оптимизации административно-территориального устройства страны был принят указ, который подразумевал 5 областей убрать, часть из которых президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев восстановил. Все это пришлось на 1997 год.

В те времена Казахстан не показывал свою демографическую эффективность, население резко сократилось, 2 миллиона человек в 90-е годы уехали, а оставшееся население не имело стимулов к повышению рождаемости, поскольку экономическая ситуация была очень тревожная.

Вспомните, что в 1997 году начался еще и азиатский кризис, который зародился в странах Юго-Восточной Азии и сильно повлиял на Казахстан. Курс тенге начал падать, государство вынуждено было сокращать государственные расходы. Оптимизация административно-территориального устройства – это следствие сокращения этих расходов.

Некоторые из этих регионов были приграничные. Например, упраздненная тогда Талдыкурганская область. Население, конечно же, начало покидать эти регионы. Особенно это касалось Тургайской области, которую так и не восстановили, в отличие от Жезкаганской области, Жетысу или Абай. Тургайская область, пожалуй, наиболее всех пострадала, поскольку развитие ее было плановое: с использованием бокситовых рудников, строительством города Аркалык. Эти проекты еще с 1970-х годов не закрепились и не устоялись, и Тургайская область понесла наиболее серьезные демографические потери. Аркалык сейчас — город с огромной территорией, но имеет очень малое население и сложные перспективы, связанные с логистикой: он расположен далеко даже от своего областного центра, почти в 500 километрах от Костаная.

Проживая в Алматы, мы видели, как Талдыкорган быстро обезлюдел, население сократилось почти вдвое, многие переехали в Алматы или пригород Алматы. Конечно, административные реформы вызвали определенную экономию бюджетных средств, но породили и внутреннюю миграцию. Это очень важное явление. До 1997 года миграция внутренняя существовала, но не в таких масштабах, ее перекрывала миграция из Казахстана за пределы страны. После 1997 года, и в связи с переносом столицы в том числе, все эти миграционные процессы стали очень серьезным явлением, продолжающимся по сей день. Можно сказать, что упразднение регионов сыграло важную роль в обезлюдении приграничных городов и сел.

— В Концепцию развития сельских территорий РК на 2023 – 2027 годы отдельным блоком включили развитие приграничных территорий. Какой эффект ждут от предложенных мер, на ваш взгляд?

Важнейший эффект от Концепции развития сельских территорий, создания трех новых областей – это в первую очередь повышение управляемости на местах. Почему президент сказал на курултае в Туркестане про приграничные районы, что ситуация влияет на территориальную целостность и благополучие страны? Не секрет, что драйверами развития регионов выступают областные центры — там бюджет, там развивается бизнес.

Очень важно создать такие центры притяжения, потому что времена меняются. Особенность Казахстана — это большие расстояния, поддерживать коммуникации становится достаточно проблематично.

Да, у этого всего есть другая сторона – это большие расходы на административное управление, но на курултае президент делал акцент, что предварительные работы будут проведены, будут оценены возможности государственного бюджета при восстановлении районов Восточно-Казахстанской области. В целом если население не чувствует себя защищенным, «обласканным», можно сказать, вниманием своей власти, оно может посматривать на соседние государства: что там происходит, если наше «начальство» далеко, приезжает редко и мало интересуется местными проблемами. Вот в чем важность на уровне менталитета.

— Какие усилия предпринимает государство, чтобы приграничные территории не опустели и развивались?

У нас многие развитые города находятся далеко от республиканских центров притяжения. У нас их три, как известно, это города республиканского значения, миллионники, куда идет внутренняя миграция, – Алматы, Астана, Шымкент. К примеру, Костанай – от него до Алматы почти 1800 км, до Астаны –700 км. В то же время Челябинск находится в чуть более 200 километрах. Куда люди едут лечиться, торговать, коммуницировать? Конечно же, Челябинск перевешивает по своим географическим, территориальным и транспортным возможностям.

Эти приграничные особенности очень сильно различаются по степени коммуникационной контактности приграничных регионов. Хорошие контакты есть между Северо-Казахстанской область и Омской областью России. Во многом это даже политический фактор. Тот же Петропавловск находится на южной ветке Транссибирской железнодорожной магистрали. Понятное дело, что развитие транспортных коммуникаций здесь на высоком уровне.

Так же происходит между Жамбылской областью Казахстана и Кыргызстаном, где проходит Кордайская трасса. Или между Туркестанской и Ташкентской областью Узбекистана, где пролегает дорога и налажены очень сильные приграничные контакты. Эти регионы с высокой плотностью населения, которые взаимодействуют в экономических, социальных, культурных областях.

В то же время есть регионы, где коммуникации очень слабые. Например, в Республике Алтай, с которой граничит Казахстан, живет чуть больше 200 тысяч человек, это дотационная республика. И несмотря на протяженную границу, между нами существуют природные сложности, горы, которые мешают коммуникациям.
Слабые коммуникации между Мангистауской областью и Туркменистаном, где пустыня и не так давно проложили железную дорогу. Даже уровни взаимной торговли сильно отличаются. У нас есть с Туркменистаном есть общая граница, а товарооборот гораздо меньше, чем с Афганистаном или Таджикистаном, с которыми у Казахстана нет общей границы.

Этими дисбалансами нужно управлять. Сокращение этих диспропорций поддерживается и Казахстаном, и соседними государствами. Поэтому на границе Казахстана и Узбекистана строится логистический торговый центр по примеру «Хоргоса», были договоренности о таком строительстве и с Кыргызстаном. Это все важно с точки зрения емкости региональных рынков, потому и заселение нестабильное и неравномерное.

Ремонт квартир подорожает: строителей переманит Россия

Очень важно для Казахстана выровнять население приграничных районов. Поэтому предусматриваются проекты, связанные с переселением людей на север страны в первую очередь, предоставления им определенной финансовой помощи. Но здесь нужен системный подход. Нельзя говорить о том, что приграничные северные регионы Казахстана из-за климата люди покидают. Это связано с некоторым падением промышленных производств, сельскохозяйственного потенциала, с миграцией и старением населения в этих регионах.

Понятно, что и в настоящее время бедных и заброшенных районов, регионов в стране не должно быть. Поэтому выстраивается целенаправленная политика властей, чтобы создать и поддержать экономическую, социальную дееспособность местного сообщества, нормально выстроить отношения с соседями и обеспечить достойный уровень социально-экономического развития.

— Какие вы видите перспективы приграничного сотрудничества с государствами-соседями?

Вообще концепция внешней политики на 2020-2030 годы подразумевает дальнейшее развитие союзнических отношений с государствами-соседями. Соответственно, приграничное взаимодействие также подразумевается.
Не стоит забывать о значимости российско-казахстанской границы. Это не только российско-казахстанская, но и российско-центральноазиатская граница, потому что весь транзит из Центральной Азии в Россию проходит через Казахстан.
Сейчас интенсивность контактов увеличивается, геополитические события дают новые шансы для приграничного взаимодействия.

Например, переход зарубежного или российского бизнеса из приграничных российских регионов в Казахстан. Были случаи, когда Ирбитский мотоциклетный завод, выпускающий мотоциклы «Урал», часть своей базы перевез в Петропавловск, поскольку его продукция экспортируется в США. В связи с санкционной войной Казахстан может стать зоной диверсификации рисков для бизнеса.

Меняется конфигурация пассажирских сообщений, в последнее время у нас пассажиропоток казахстанских аэропортов, которые находятся в приграничье, начал увеличиваться, потому что те же россияне через Астану начали летать за рубеж. Делать это через Москву из-за санкций сложнее. Сама жизнь делает новые запросы. Товарооборот растет. Российский импорт всегда превышал казахстанский экспорт, сейчас по статистике 2023 года наблюдается рост казахстанского экспорта в Россию и приграничные государства на юге – Кыргызстан, Узбекистан. Очень хорошо, что сотрудничество налажено в разных странах и в разных отраслях экономики.

Географическое положение должно быть преимуществом в приграничных регионах. В связи с территориальными, транспортными особенностями везде должен существовать набор конкурентоспособных предложений Казахстана. На севере с Россией — один набор предложений, во взаимоотношениях с Кыргызстаном – другой, с Узбекистаном – третий, с Китаем – четвертый. Все это должно укрепляться культурными, гуманитарными связями, чтобы все эффективно работало.

Ловушка для Казахстана: чем грозит союз России и Китая

Казахстан является одним из крупных экспортеров зерна и муки. Но в зерне очень высокая составляющая логистики, его просто-напросто невыгодно по суше везти на расстояния в несколько тысяч километров. Его себестоимость вырастет больше, чем у конкурентов. С кем нам торговать зерном? Конечно, лучше всего с соседями по Центральной Азии, где не хватает качественного зерна с высокой клейковиной, которую Казахстан производит. Они его закупают и будут закупать.

Особенность казахстанского приграничья не в том, что он в центре Евразии находится, а в том, что здесь большая роль отводится логистике. Многие наши товары невыгодно везти на дальние расстояния. Казахстану придется выстраивать партнерские отношения со своими соседями.

— Почему важно развивать приграничные районы?

Сейчас очень важно развивать приграничные регионы, особенно в условиях нынешней геополитической турбулентности и особенностей Казахстана как транзитного государства между значимыми центрами экономической и политической силы.

Граница — это политический фактор для любого государства. В чем ее важность? Развитие приграничных территорий необходимо, так как граница предполагает наличие отношений. Она может быть закрытая, может быть открытая. Там могут быть созданы серьезные барьеры, а могут быть сломаны барьеры. Например, когда создавали Таможенный союз, а потом ЕврАзЭС, таможенный барьер был сломан. Только пограничники предполагали наличие определенного контроля. Граница — это такой спектр взаимоотношений от сотрудничества и кооперации до конфронтации и даже до войны.

Основная функция границы – это защита и охрана суверенитета страны, его национальной безопасности. С другой стороны, необходимо налаживание контактов, формирование положительного образа Казахстана. Обезлюдение в приграничных регионах оно было связано с тем, что эти люди были далеко от Астаны, которая стремительно развивалась, и от богатой Алматы. Они смотрели что происходит в соседних селах России, где развивалась социальная сфера, где строились дороги. Им ближе то, что за забором у соседа происходит, чем где-то далеко. Это особенности территориального разброса населения.

У нас статистика не изменилась по уровню заработной платы, самые низкие доходы как раз в приграничных областях: на юге — Жамбылская, на севере — Северо-Казахстанская. Очень важно сформировать благоприятные условия жизни. Приграничье должно являться не фактором бегства, а фактором консолидации местных жителей.

Процессы приграничного сотрудничества должны развиваться, у него есть резервы, перспективы. Необходимо потенциал усиливать, не забывать о жизнедеятельности своих граждан в приграничных территориях и создавать приемлемые условия для жизни и работы.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter