Признаки новой реформы правительства увидел известный политолог Данияр Ашимбаев.
На своем телеграм-канале он сообщил, что если новая структура правительства — помощники министров — не наберет быстрого политического веса, ее устранят. Дословно:
«Идея с помощниками вместо замов — достаточно смелая. Похожая структура вводилась в 1994 и в 1996 гг., в годы становление института президентства. С 2002 года замы плотно подмяли помощников и стали своего рода «секретарями ЦК».
За 20 лет эта система стала всем понятной и привычной.
Помощникам потребуется много сил и времени, чтобы их стали воспринимать в качестве лиц, принимающих решения
Если такой сценарий вообще был предусмотрен реорганизацией (тот факт, что начальник канцелярии указан выше помощников, говорит о том, что статус последних сильно снижен).
По сути,
из прежних замов только двое стали помощниками (Жиенбаев и Казыханов)
Остальные сферы получили новых руководителей (Желдибай, Иргалиев). На науку и инновации никого не подобрали, но говорит, скорее, о состоянии науки, чем ситуации в АП. Неясна ситуация и с регионами. Прежнего зама, Баспаева, перевели вообще в советники. Это должность, которая собственного веса толком не имеет и ее влияние формирует, прежде всего, лицо, ее занимающее.
Помнится,
был один советник, который за пару недель заставил министерства выполнять свои поручения,
а был другой, которого к президенту пускали раз в год — и то по праздникам.
Сейчас советников шесть (на традиционных встречах президента с главой КМГ вместо Акчулакова появился Бозумбаев). Тот факт, что Берик Уали стал не только пресс-секретарем, но и советником — это старая практика, когда должность советника подчеркивала более высокий статус. Изначальным сценарием эта рокировка явно не предусматривалась.
Два важных отдела вакантны (может, их больше, но указ не опубликован).
Политический вес администрации сейчас в студии перезагрузки, но по общему впечатлению он снижается
С одной стороны, это явно общий курс на повышение автономности министров и акимов, но — с другой — возникает вакуум власти, ибо усредненный министр и аким принципиально не стремится брать на себя ответственность за вверенный ему фронт работы. Поэтому-то в правительстве шесть вице-премьеров, чтобы вообще-то противоречит духу административной реформы. Конечно, 21 министерство нуждаются в координации плюс Аппарат правительства со статусом министерства (хотя теперь очень неудобно вместо КПМ говорить АП, поскольку одна АП уже есть). Но в президентском блоке 6 агентств, совет, комитет, служба, палата и центр. Им тоже внимания хочется.
В общем, на мой взгляд, если структура быстро не решит проблему кадрового дефицита и наберет хоть немного веса, то вскоре мы увидим еще одну реорганизацию».
Ошибка депутата: Заитов все равно прав про намазханов! — блогер