Известный историк Радик Темиргалиев ответил на вопрос об одной из самых популярных казахских традиций.
На своем телеграм-канале Темиргалиев решил разобраться — верно ли, что обряд «салем беру» (поклоны со стороны невестки перед старшими родственниками со стороны мужа) популярен только на юге Казахстана? Дословно:
«На самом деле северяне соблюдали эту традицию, по крайней мере до начала XX века.
Вот как описывалось свидание снохи со старшими родственниками мужа среди казахов Среднего жуза: «При каких-нибудь особых случаях она издали отдает им почтение, припадая на одно колено, склоняя голову и крестообразно складывая на другом колене опущенныя кисти рук» («Обычаи киргизов Семипалатинской области», 1878 год).
В Младшем жузе этот обряд происходил следующим образом: «Приветствие мужчинам со стороны замужних женщин состоит в приседании на одно колено и в провождении в одно с этим время рукавом платья по правой щеке сверху вниз – на что ответом со стороны мужчин должно быть легкое кивание ей головою с пожеланием долговечия – копь жаса» (Л. Баллюзек. «Народные обычаи имевшие, а отчасти и ныне имеющие, в Малой Киргизской Орде силу закона», 1871 год).
Поэтому
нельзя сказать, что «салем беру» – это какая-то региональная традиция. Вполне себе национальная.
В то же время нужно понимать, что «салем беру» не исполнялся снохами по несколько раз на день. Это происходило крайне редко.
Дело в том, что свекры и старшие мужчины вообще должны были избегать каких-либо контактов с келин. Таков был степной этикет. Можно было сколько угодно шутить и веселиться с женге – женой старшего брата (дяди), но с келин – женой младшего родственника или сына – даже просто разговаривать было запрещено. Табу. Поэтому, в частности, такой порок как снохачество казахам был почти неведом. Кодар и Камка, посмевшие преступить запрет, поплатились за это жизнью.
Существовали даже анекдоты про то, как свекор и сноха, встретившись лицом к лицу в другом ауле, просто не узнавали друг друга. «По приезде в аул мужа невеста должна обязательно навестить свекра и свекровь в праздничном наряде, – но при этом лицо ея всегда закрыто и открывается лишь на одно мгновение при совершении обычая, называемого «келын-курымдык», т. е. показание невесты… С этих пор
невестка и свекор избегают взаимных встреч и нередко свекор, даже после многолетнего проживания в ауле, не узнает своей невестки,
– говорится в «Материалах для изучения юридических обычаев киргизов».
В общем, вывод напрашивается сам собой.
Убежденные сторонники соблюдения «салем беру» должны помнить и другую традицию и как можно меньше мозолить глаза своим снохам.