Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Почему обычай «салем беру» распространен только на юге Казахстана?

1641
Салем беру. Фото: Mazhab.kz

На своем телеграм-канале Темиргалиев решил разобраться — верно ли, что обряд «салем беру» (поклоны со стороны невестки перед старшими родственниками со стороны мужа) популярен только на юге Казахстана? Дословно:

Северяне соблюдали «салем беру» 100 лет назад

«На самом деле северяне соблюдали эту традицию, по крайней мере до начала XX века.

Вот как описывалось свидание снохи со старшими родственниками мужа среди казахов Среднего жуза: «При каких-нибудь особых случаях она издали отдает им почтение, припадая на одно колено, склоняя голову и крестообразно складывая на другом колене опущенныя кисти рук» («Обычаи киргизов Семипалатинской области», 1878 год).

В Младшем жузе этот обряд происходил следующим образом: «Приветствие мужчинам со стороны замужних женщин состоит в приседании на одно колено и в провождении в одно с этим время рукавом платья по правой щеке сверху вниз – на что ответом со стороны мужчин должно быть легкое кивание ей головою с пожеланием долговечия – копь жаса» (Л. Баллюзек. «Народные обычаи имевшие, а отчасти и ныне имеющие, в Малой Киргизской Орде силу закона», 1871 год).

Поэтому

нельзя сказать, что «салем беру» – это какая-то региональная традиция. Вполне себе национальная.

В то же время нужно понимать, что «салем беру» не исполнялся снохами по несколько раз на день. Это происходило крайне редко.

Контакты с келин были под запретом

Дело в том, что свекры и старшие мужчины вообще должны были избегать каких-либо контактов с келин. Таков был степной этикет. Можно было сколько угодно шутить и веселиться с женге – женой старшего брата (дяди), но с келин – женой младшего родственника или сына – даже просто разговаривать было запрещено. Табу. Поэтому, в частности, такой порок как снохачество казахам был почти неведом. Кодар и Камка, посмевшие преступить запрет, поплатились за это жизнью.

Вместо Досаева: кто станет новым акимом Алматы осенью?

Существовали даже анекдоты про то, как свекор и сноха, встретившись лицом к лицу в другом ауле, просто не узнавали друг друга. «По приезде в аул мужа невеста должна обязательно навестить свекра и свекровь в праздничном наряде, – но при этом лицо ея всегда закрыто и открывается лишь на одно мгновение при совершении обычая, называемого «келын-курымдык», т. е. показание невесты… С этих пор

невестка и свекор избегают взаимных встреч и нередко свекор, даже после многолетнего проживания в ауле, не узнает своей невестки,

– говорится в «Материалах для изучения юридических обычаев киргизов».

В общем, вывод напрашивается сам собой.

Убежденные сторонники соблюдения «салем беру» должны помнить и другую традицию и как можно меньше мозолить глаза своим снохам.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter