Сегодня калым активно используется в казахском обществе, однако историк Радик Темиргалиев подчеркивает, что многие понимают традицию неправильно.
На своем телеграм-канале историк приводит исторические примеры, которые показывают калым совсем с другой стороны, нежели принято считать. Дословно:
«Для многих современных людей калым – это символ бесправного положения женщины, которую как рабыню продавали за несколько десятков голов скота. Но это упрощенное видение.
Разумеется, хватало родителей, улучшавших свое материальное положение за счет дочери, отданной в младшие жены богатому старику. («Күйеуің сексен бесте, о-шіркін, шал Қадиша!»).
В то же время другие, выдавая замуж дочь,
несли серьезные расходы, порой даже не покрывавшиеся калымом. В приданое входила новая юрта со всей необходимой утварью,
ювелирные изделия, одежда, ковры, кони, скот.
В автобиографической повести «Моя семья» Бауыржан Момыш-улы подробно описывает, с каким широким размахом были проведены проводы его старшей сестры, какое значительное ей было дано приданое. В результате
после празднеств семья девушки оказалась совершенно разорена.
Но Момыш был человеком чести и не мог даже думать нажиться на калыме.
Ибрай Алтынсарин по этому поводу замечал, что «у совестливых, состоятельных киргизов выходит на приданое не менее взятого ими калыма». Исследователь казахских традиций Н. Изразцов следующим образом определял соотношение между калымом и приданым: «Приданое, если его оценить, приблизительно одинаково, по крайней мере у состоятельных киргизов, с калымом. Про бедняков этого нельзя сказать: они почти ничего не дают в приданое; у киргизов же среднего состояния приданое хотя и меньше калыма, но разница небольшая. Стало быть, вообще говоря, калым не составляет еще прямого убытка для женящегося. По моему мнению,
калым есть только мена скота на некоторые необходимые в семейном быту предметы,
на покупку которых киргиз употребил бы разве не много менее, чем уплатил в калым».
В общем калым – это был своеобразный тест. Ответ в виде приданого четко характеризовал родителей невесты и определял многое в ее последующей жизни».