Похищения женщин сегодня случаются в Казахстане все чаще, хотя когда-то казахи за это наказывали крайне жестоко.
Об этом пишет известный историк Радик Темиргалиев на своем телеграм-канале. Дословно:
«По закону «Жеті жарғы» похищение женщины против ее воли относилось к тягчайшим преступлениям.
Наказание было такое же, как за убийство человека – смертная казнь
Только если потерпевшие были согласны на мирное урегулирование ситуации, виновный мог отделаться уплатой полного куна в двести лошадей. То есть примерно 200 тысяч долларов в современных реалиях. Это означало полное банкротство для подавляющего большинства казахских хозяйств, но виновная сторона могла лишь радоваться подобному исходу. Потому что все могло сложиться намного хуже.
В «Материалах по киргизскому землепользованию» зафиксирована, к примеру, такая история: «В 40-х годах XIX века султан Коске… без согласия отца увез дочь богатого и влиятельного киргиза из рода Бошан. Он, мстя султану Коске, разгромил род Таракты, тогда живший в горах Куу, Дастар… и заставил его переселиться частью на настоящее место, частью вернуться на старую родину в горы Ортау. Коске, бежавший в числе первых на Ортау, оттуда вернулся через несколько лет».
То есть
даже принадлежность к аристократическому сословию не давала возможности безнаказанно воровать чужих дочерей
Спрос был неотвратимым, жестоким и показательным. Потому что на кону стояла честь рода. Так что безумцев, готовых рисковать своей головой и благосостоянием своих близких, находилось не слишком много.
Если похищение девушки происходило по ее согласию, то дело могло завершиться последующей уплатой полагающегося калыма. Но опять-таки если на это были согласны потерпевшие, а они не всегда были к этому готовы.
В «Материалах для изучения юридических обычаев киргизов» (1886 г.) приводится следующий эпизод: «В Мукурской волости, Семипалатинского уезда, до сих пор сохранилось название местности «тентек кыз», т.е. дурная девка, где была убита непросватанная девушка, оказавшаяся беременной. Проезжая по широкой альджанской степи, среди рассеянных по ней могил, киргизы указывают на две старинные могилы, довольно хорошо сохранившиеся. По преданию, под одной из них покоится киргизская девушка, вступившая в связь с киргизом соседнего рода, помимо воли родителей. Когда она уже не могла скрывать беременности, то решилась бежать с возлюбленным, но была догнана родовичами и убита.
Киргиз сразу спасся от мести, но по требованию обиженных был убит своим родом,
предпочевшим лишиться своего члена, лишь бы не вступать во вражду с соседями. Киргиз этот похоронен в могиле рядом с девушкой».
Таковы были порядки в самом что ни на есть традиционном казахском обществе. Но в XIX веке степняки стали стремительно беднеть. Значительная часть потенциальных женихов попросту не имела достаточного количества скота для уплаты калыма, а семью создавать было надо. Оставалось лишь умыкнуть где-нибудь такую же беднячку. Тем более что прежние родственные связи слабели и исчезали. Похититель мог уже не опасаться, что к нему явится с претензиями вооруженный отряд оскорбленных представителей рода. Все это наложилось на хаос и безвластие периода революции и Гражданской войны. Потом большевики стали бороться с калымом и в какой-то мере поощряли кражи невест как форму своеобразного протеста против «феодально-байских пережитков».
Так появилась и укоренилась эта «традиция», существующая и по сей день, а значительная часть наших соотечественников убеждена, что это «ата-бабалардан қалған салт-дәстүр». Беспредел это, а не салт-дәстүр».